- Константин, подскажите, а чем Вас привлек именно этот пример реализации проекта?
К.Т. История проекта Т-34 очень интересна для современных руководителей. Первый танк, который разработан самостоятельно в СССР и при этом ставший самым массовым и, наверное, самым уважаемым в мире. Сложность проекта состояла не только в поиске удачной «конструкции продукта» для боевого применения. Необходимо было создать эффективную цепочку производства,и, как ни парадоксально, изменить поведение потребителя – армию.
- До войны немецкие танки значительно превосходили советские Каким образом нашей стране удалось в кратчайшие сроки реализовать проект по созданию конкурентоcпособных боевых машин
К.Т. На мой взгляд, сделать замечательный танк удалось благодаря нескольким факторам. В судьбе проекта принимало близкое участие высшее руководство страны. На определенном этапе работ отраслевое руководство требовало ежедневной отчетности от руководителей заводов. Важно, что для выбора действительно сильного варианта создавались и проходили испытания альтернативные варианты танков. Зимний пробег на тысячи километров до Москвы, когда за рычагами был сам конструктор танка – хорошо показывал разработчикам его сильные и слабые стороны. Поскольку с самого начала производства танка ощущался сильный дефицит ресурсов и мощностей, приходилось постоянно искать пути удешевления и упрощения конструкции. - Инновации в модели танка это лишь половина успеха.
- Как удалось наладить серийное производство и выпуск комплектующих?
К.Т. На первом этапе пришлось решать проблемы дефицита комплектующих. Например, при плане производства в десятки танков из-за отсутствия пушек в некоторые месяцы конца 1940-го года собирались буквально единицы. Из-за этих проблем отраслевое руководство в начале 1941 года ввело ежедневный телеграммный отчет о ситуации от директоров заводов. Война внесла свои коррективы. Через пару месяцев войны пришлось начинать переброску на тысячи километров основного завода производителя Т-34, а это 43 эшелона чертежей, оборудования, оснастки, материалов и персонала. Но выпуск первого танка на новом месте произошел уже через 3 месяца. Параллельно, производство было запущено еще на 2-х площадках. При этом, основной рабочей силой были женщины и подростки, работавшие по 12 часов в день при недостатке оборудования. Остро стоял вопрос снижения трудоемкости и упрощения технологии. Постоянно продумывали изменение конструкции и технологии для упрощения производства. Внедрение автоматической сварки позволило уменьшить трудоемкость в 5 раз. Изменение технологии производства корпуса сократило цикл его сборки с 9 суток до 1,5-2-х. Стоимость производства танка, в целом, была сокращена в 2 раза. Очень радовала ремонтопригодность танков: после грандиозной курской битвы за считанные дни удалось восстановить более половины танков без вывоза их за линию фронта. Подводя итоги можно отметить, что перед руководством данного проекта стояли грандиозные задачи в труднейших условиях исполнения. Инженеры-конструктора, директора заводов и военачальники нашей страны смогли создать сложнейшую систему, которая позволила показать миру это чудо, Т-34, во всей красе.