8 (800) 100-02-03
8 (800) 100-02-03

Мурат Нурпеисов: «Если в рабочем кресле чувствуешь себя комфортно, значит, пора его освобождать… и идти дальше»

07 октября 2008

Вы теперь чаще будете появляться в московском офисе «Русской Школы Управления»?

Мы надеемся на это. Потому что у нас – Консалтинговой Группы «Лекс» – есть планы по большей интеграции с «Русской Школой Управления». Мы, по большому счету работаем с одной и той же целевой аудиторией, у нас очень близкие клиенты, просто услуги разные. И, как показывает практика, такое взаимодействие полезно всем. Для Школы важно, что здесь реализуются программы, созданные в ее недрах, а не привнесенные приходящими тренерами. Для Консалтинговой Группы важен непосредственный контакт с аудиторией, предпринимательской средой. Мы не ставим во главу угла найти здесь потенциальных клиентов. Нам важнее понимать, как можно при помощи тренингов делать их бизнес более успешным.

Какие принципиальные различия между консультированием и преподаванием?

Консультирование – это долгосрочный проект, его «ведешь» от начала и до конца, как ребенка – не только родил, но и вырастил. Обучение – это процесс, только первая стадия, стадия зачатия. Это подача идей. Участникам семинаров даются мысли, а он сам уже их вынашивает и растит.

Как в преподавании Вам помогает опыт работы в должности исполнительного директора КГ «Лекс»?

Мне проще, чем другим консультантам, найти общие темы для обсуждения – начиная от мотивации сотрудников и заканчивая построением эффективной системы управления. На программе как раз, в основном, руководители компаний, мы стоим на одной позиции и у нас общие проблемы.

Не сложно обучать взрослых людей?

С одной стороны, сложно. Потому что у людей есть четкие стереотипы поведения, с которыми они сами иногда спорят, но отступить не могут. И ты должен быть человеком авторитетным, безапелляционным, который убеждает их в своих идеях. Мы, в сущности, всего-навсего даем новый взгляд на проблему, и люди сами за ним пришли.

Кстати, нужно отметить, что они приходят сюда не только за знаниями, но еще и за эмоциями, опытом решения подобных проблем другими людьми. Они всегда готовы делиться своими проблемами, с которыми сталкиваются, и тем самым помогать другим избежать их. Таким образом, происходит обмен знаниями и информацией, не только между преподавателем и слушателем, но и между самими участниками.

А Вы сами чему-нибудь учитесь на занятиях?

Конечно, учишься всегда. Даже когда общаешься с человеком, не имеющим никакого отношения к твоей профессиональной сфере, учишься. Главное, уметь это делать, и не лениться подмечать нюансы. Не говоря уже про слушателей, которые сюда приходят с опытом и знаниями. И конечно, в общении с ними обогащаешься сам.

Вам трудно совмещать столько дел?

Функционально это совершенно разные зоны действия. Одно дело – заниматься текущим управлением, некоторой «управленческой рутиной». И другое – преподавание. В общем-то, управление это тоже в какой-то мере обучение, но специфика… Одно дело, когда решаешь конкретную реальную проблему, факторов и информации значительно больше. В то время как при рассмотрении абстрактной ситуации, нужны другие навыки и другие качества. Здесь жизненно необходимы навыки самопрезентации, навыки общения с аудиторией, быстрое ориентирование, гибкость. Здесь не добьешься ничего ударом кулака по столу или очередным приказом. Так что я в Школе тоже учусь – учусь вырабатывать такие качества.

При таком плотном графике хватает времени на другие занятия?

Семья, конечно, нервно реагирует на мои постоянные командировки. Но стараюсь находить возможность и отдыхать тоже. Пытаюсь оптимизировать свою работу, повышать эффективность. Потому что если не помещать себя в такие жесткие условия, более эффективным не станешь. А когда есть давление близких людей, которые для тебя в жизни – самое главное, да еще при этом ты должен решать рабочие вопросы, то баланс приходится искать с удвоенной силой.

А чем занимаетесь в свободное время?

Я с юности – турист. Я человек, который любит ездить по этой стране. В этом году, к сожалению, не вырвался, но вообще с друзьями ежегодно собираемся и идем в поход на внедорожниках. Иногда появляются мысли организовать курсы, потому что лучше природы и атмосферы, нет ничего, чтобы отвлечься. Но вообще, если начинаешь думать о работе, значит взял недостаточно сложный маршрут. Обычно в таком походе все вымывается из головы, ты просто отдыхаешь, а идеи приходят потом.

Если бы Вам представилась возможность изменить три вещи в своей жизни, что бы это было?

В первую очередь, - распорядок дня (смеется). Второе, - это повысил бы уровень знаний. (Задумался). Наверно, это все – личные установки и уровень квалификации. Это как раз то, над чем я работаю постоянно. Особенно, хочу найти подход к проблемам и научиться не бояться их иметь.

Какая следующая ступень в Вашей жизни, карьере?

Очень опасно думать, что достиг какого-то максимума. Мне на день рождения сотрудники подарили открытку с ребенком, сидящим в кресле большого руководителя. У меня это ощущение есть всегда. Я думаю, это основа движения вперед, когда ты чувствуешь, что тебе еще расти и расти до этого кресла, и еще многое нужно сделать. Если этого ощущения нет, то пора освобождать место. Пока у меня такого нет. Самоуспокоенность – это не наш стиль.

Какие качества отличают успешного исполнительного директора?

Лично для себя я выделяю: умение видеть будущее, умение ставить четкие цели, умение по-настоящему уважать окружающих, находиться в динамической гармонии с окружающим миром и постоянные действие и труд. Иначе ничего не добьешься, а будешь существовать в состоянии иллюзии. Грандиозная сверхзадача – это уметь ценить людей, с которыми работаешь.

Курс «Исполнительный директор» настраивает на такой рабочий лад?

Я думаю, он для этого и разрабатывался. Иначе это все не имеет смысла. Здесь работают достаточно сильные тренера, которые работают не для собственной выгоды, а прекрасно понимают, что их задача – быть полезным. А полезным они могут быть, только если дают ощущение перспективы и открывают горизонты своим слушателям.

Это работа не просто на бизнес участника, но и работа на российскую экономику в целом.

Безусловно. Дело в том, что важнейший момент, - в действии. Не надо громких заявлений, нужно больше делать. Нужно делать свое дело хорошо. Если каждый будет делать свое дело качественно, честно и порядочно, то экономика изменится. А если все время пытаться срезать углы, то…

Чего же не хватает современной российской экономике? 

Это сложный вопрос. Любая страна – это люди. У нас замечательные люди, но не хватает профессионализма, наработанной своей школы. Мы много растеряли из того, что было. Задача номер один – восстановить тот интеллектуальный потенциал, который у нас был. Этого нам сильно не хватает. Нужно изменить психологию людей, чтобы они были уверены в завтрашнем дне. Тогда они не будут озабочены тем, как по-быстрому заработать, а после нас хоть потоп. Чтобы мы научились радоваться успехам друг друга. Чтобы мы работали на усиление друг друга. Но начинать надо с себя. Не спрашивай, что родина сделала для тебя, а что ты сделал для родины.

Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!
онлайн
+