Петр Сергеевич, разъясните понятие логистика. В экономическом словаре пишут про продвижение товара от производителя к потребителю, а на практике, как правило, выходит что это только транспорт и склад. Так что же такое логистика?
Логистика происходит от французского слова — logement. Перевести можно, как квартирование, размещение, в первую очередь, войск. Термин вошел в обиход, во времена Наполеона Бонапарта. Перемещения его громадных войск, заставили выработать некую систему. В её создании нуждались, для того чтобы перемещать армию, а с ней и огромную массу снаряжения, продуктов. Благодаря грамотному руководству передвижениями, выигрывались битвы. Залогом же победы, являлось своевременное обеспечение боеприпасами, имуществом и питанием. Со временем умные люди обратили внимание на армейский опыт и воспользовались им в жизни. То, что в армии являлось способом решения тактических и оперативных задач, в жизни общества постепенно превращалось в целостную науку. Закупочная, распределительная, транспортная, производственная, складская — далеко не полный перечень наименований логистики. Начиная с точки нахождения источников для производства сырья и до места потребления товара, вся эта цепочка разделена на самостоятельные этапы, имеющие свои конкретные названия в логистике.
А что такое — логистика внешнеэкономической деятельности?
В первую очередь она сопряжена с передвижением товара через границы Российской Федерации. Процесс передвижения упирается в серьёзный барьер, в виде таможни, существенно усложняющей передвижение товара. Она никак не способствует быстрому прохождению, а наоборот, только препятствует. Преодоление этого барьера — один из элементов внешнеэкономической деятельности (ВЭД), наряду с закупочной, транспортной логистикой.
В чём специфика рынка логистики, в России?
В отличие от всего мира российское законодательство предусматривает очень жесткую процедуру пересечения границы и перемещения товара. Пограничный, таможенный, ветеринарный, фитосанитарный, миграционный и транспортный. Шесть видов контроля, которые осуществляются на границе. В связи с этим среднее время простоя грузов на границе составляет от 24 до 48 часов.
А если товар из категории "скоропортящиеся грузы"?
В таких случаях устраивают зеленые коридоры. Хотя если упоминать о стандартных нормативах, то время прохождения границы в среднем, составляет 23 минуты. В нашей стране счёт идет на часы. Существуют напряженные участки на границе с ЕС. Здесь простои длятся 5-6 дней. Проблема ввоза товара более актуальна, нежели чем вывоза товара. Товар с большим трудом проникает на территорию РФ.
Какие вопросы чаще всего адресуют Вам участники семинаров?
Слушатели хотят научиться, с минимальными издержками перемещать свои товары по территории РФ и за её пределы. Основная проблема соорентироваться, разобраться в действующих законах, международных конвенциях, правилах. И противостоять нашим контролирующим органам. Этого, в большинстве случаях, они не знают, не умеют выходить из ситуаций, в которые их ставят контролирующие органы.
Расскажите о программе Вашего семинара — Актуальные вопросы таможенного регулирования.
Первоначально появилась тема — Директор по ВЭД. Там я систематизировал положения ВЭД, которые должен знать каждый директор. Мои семинары проходят в интерактивном режиме, вопрос-ответ. Самые распространенные вопросы, задаваемые участниками семинара, и легли в основу этого курса. В частности, Таможенная стоимость товара. При ввозе и вывозе товара с территории РФ, должны быть уплачены таможенные платежи. В России действует «Закон о таможенном тарифе», который определяет порядок расчетов таможенных пошлин. В этом законе четко сказано — основой для расчета таможенных платежей является таможенная стоимость товара. Т.е. не цена товара не его контрактная стоимости, а некая расчётная величина. Основной проблемой бизнеса является расчет и подтверждение этой стоимости, потому, что она не фиксирована и рассчитывается отдельно для каждой сделки.
На стоимость товара влияют множество факторов. Какие бы документы вы не предъявляли в качестве подтверждения рассчитанной таможенной стоимости, таможенные органы всё равно подозревают бизнес в нечистоплотности. И в большинстве случаев они производят корректировку таможенной стоимости, при этом грубо нарушая действующее законодательство. Например, по вашим документам стоимость товара равна 100 единицам. А у таможни есть список, называемый ценовой информацией, с несоответствующими действительности ценами. И по данным представленным в этом списке, ваш товар стоит 300 единиц. И предпринимателям предлагают уплачивать та м ожженные платежи с 300 единиц. Что остаётся делать этому импортёру? Товар находиться в руках таможни. Остаётся только затевать судебные тяжбы с таможенниками. Поэтому обучение процедуре определения, заявления, расчета, оформления стоимости, является серьёзной проблемой для многих.
Среди актуальных тем, особняком стоит проблема с возмещением НДС. Процедура эта тоже довольно сложная. Иногда отказывают в возмещение законного НДС, нарушая права собственника. На своём семинаре я подробно рассматриваю все стадии.
С 1 января 2008 года вступил в силу новый IV раздел Гражданского кодекса РФ. Этот раздел целиком посвящен вопросам защиты интеллектуальной собственности. Многие товары, перемещаемые через границу, содержат объекты интеллектуальной собственности. Этими объектами являются торговые марки и торговые знаки. Таможенные органы уделяют пристальное внимание законности такого перемещения. В случае если участник ВЭД допускает нарушения действующего законодательства это грозит ему огромными штрафами и конфискацией этого товара.
Таким образом, я постарался собрать в рамки этого семинара самые актуальные вопросы и дать слушателям комплекс знаний по этим вопросом.
Подробную информацию о мероприятиях по логистике, снабжению, закупкам, грузоперевозкам Вы можете узнать в разделе курсы логистики.