Наталья, расскажите, пожалуйста, как Вы стали бизнес-тренером
Я закончила Ярославский Государственный Университет, факультет психологии. Руководителем моего диплома был Владимир Дмитриевич Шадриков. Сейчас он декан факультета психологии ГУ-ВШЭ. После окончания, по распределению, попала в Московский Научно-Исследовательский Институт Приборостроения. Там и появилась первая запись в моей трудовой книжке, инженер-психолог. Через несколько лет я ушла в науку, в НИИ Общей психологии, где и доросла до кандидата. В 89 году я провела первый тренинг, в Дубне. Следом вышла первая книга и меня начали приглашать устраивать авторские семинары.
А из-за чего Вы решили преподавать в Русской Школе Управления?
Русская Школа Управления заинтересовала меня своим форматом Mini MBA. За этим форматом будущее. Масса людей не могут и не хотят долго учиться. Нет времени. Краткосрочные курсы это очень интересные и долгоиграющие проекты.
Какие позиции на предприятиях занимают Ваши ученики?
Менеджеры, директора — все, что связанно с HR. Служба персонала, в России, находится в постоянном развитии, задаёт новые стандарты, свои, российские. Ведь далеко не все западные подходят к применению. Основная группа это всё-таки собственники, управляющие, топ-менеджмент крупных компаний. В меньшей степени, фрилансы и частные консультанты, из абсолютно разных сфер занятости. Бизнес HR динамично развивается, поэтому должны появляться высококвалифицированные консультанты, потому что рынок нуждается в них. Есть спрос. Факт остается фактом.
С какими типовыми трудностями Вы сталкиваетесь?
Взаимодействие службы персонала с собственником. HR-специалисту необходимо уметь аргументировано показывать важность человеческого ресурса. Повышать компетентность своего собственника. Продавать свои решения. Научиться накапливать информацию по своим технологическим стандартам. Новые методы приходят с Запада, но сразу их внедрять нельзя. Необходимо накопить достаточно своей собственной технологической информации, и применять уже свои стандарты. Ну и конечно — «выгорание» у кадровиков очень мощное. Иметь увлечения в жизни необходимо для формирования стрессоустойчивости.
А у вас какое хобби?
Я люблю заниматься своими домашними цветами. Постоянно что-нибудь сажаю, развожу. Сложно даже представить, что я перестану этим заниматься.
Когда появились первые отделы кадров на предприятиях в России?
Служба персонала сейчас испытывает третью жизнь. В 20 — 30-ых годах был учрежден Центральный Институт Труда, под руководством Гастьева. Тогда же, впервые, появились на предприятиях лаборатории, которые назывались — научные организации труда. Но по политическим причинам, в 36 году всё это закончилось. Всех разогнали. Не выгодно было холить и лелеять человеческий ресурс. Директивная экономика. А тем временем запад бешено развивался. В 1966 году воссоздали факультет психологии. Появились первые выпуски, в том числе и промышленные психологи, а затем квалифицированный преподавательский состав.
Какие современные теории мотивации вы рассматриваете на занятиях?
Как мы все знаем, что если речь заходит о мотивации, то вспоминается классическая фамилия, Маслоу. Самореализация как высшая потребность, главный мотиватор успешного человека. Но не только Маслоу строил свои интересные концепции, есть и русские представители. Например, Владимир Герчиков, Сергей Шапиро, Светлана Иванова. Их работы ценят и на западе. Потому как они вбирают в себя опыт предыдущих концепций, учитывая русскую ментальность. Правильно говорить о том, что Русская Школа Управления презентует в первую очередь свои российские концепции. И концепции мотивации в том числе.
Раскроете формулу успешного найма?
Принимай долго — увольняй быстро! Нет мелочей, есть детали. Как вошёл к тебе кандидат? Как он сел? Как разложил документы? Как отвечает на вопросы? Где он «закрылся»? Где пошёл на встречу? Где переспросил? Всё диагностично, всё должно давать информацию. Должен полностью соответствовать требованиям компании.
Спасибо.