8 (800) 100-02-03
8 (800) 100-02-03

Матрица БКГ

Матрица БКГ (англ. — Boston Consulting Group matrix) — это инструмент для стратегического планирования и анализа, основанный на модели жизненного цикла товара. Она помогает лучше понять позиционирование и роль продуктов с точки зрения доходности для компании и сделать вывод о том, какие именно товары приносят наибольшую прибыль.

Для оценки конкурентоспособности продуктов рассматривают две характеристики: темп роста целевого рынка (вертикальная ось) и относительную долю компании на рынке (горизонтальная ось). Относительная доля рынка бизнеса рассчитывается в отношении к доле рынка крупнейшего конкурента. Все анализируемые продукты должны быть в одной фазе развития своего жизненного цикла.

При работе с матрицей выделяют четыре категории продуктов, соответствующие приоритетным целям стратегии:

  1. «Проблемы» (высокие темпы роста/малая доля). Это продукты, имеющие перспективные возможности, за счет растущего рынка, но при этом нуждаются в постоянных затратах для поддержания роста. В их отношении необходимо решить: прекратить расходы на выпуск, или наращивать долю на рынке.
  2. «Звезды» (высокие темпы роста/высокая доля). Флагманские продукты компании. Приносят значительную прибыль, но необходимы дополнительные денежные вливания в коммуникацию и маркетинг для сохранности высокой доли растущего рынка относительно конкурентов.
  3. «Дойные коровы» (низкие темпы роста/высокая доля). Основной источник прибыли, обеспечивающий финансовую устойчивость компании. Их сохраняют, пока не произойдет превращение в «собак».
  4. «Собаки» (низкие темпы роста/малая доля). Продукты без возможностей роста, они не приносят прибыли, а для их сохранения требуются значительные затраты.


Читайте больше о матрице БКГ в этой статье.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Что такое словарь
управленца от РШУ

Подборка актуальных определений
и инструментов в разных отраслях
— от менеджмента и HR до финансов.

За 20+ лет работы на рынке
бизнес-образования мы накопили
экспертизу, которой делимся
в словаре управленца.

В словаре управленца вы найдете определения из сферы:

бизнес-образования,
организации
обучения
и развития

менеджмента, управления
персоналом,
организации
бизнес-процессов

саморазвития, повышения
навыков и компетенций

маркетинга, продаж,
клиентского сервиса

безопасности, финансов,
логистики, строительства

юриспруденции, бизнеса,
лидерства и др.

Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!