Для оценки конкурентоспособности продуктов рассматривают две характеристики: темп роста целевого рынка (вертикальная ось) и относительную долю компании на рынке (горизонтальная ось). Относительная доля рынка бизнеса рассчитывается в отношении к доле рынка крупнейшего конкурента. Все анализируемые продукты должны быть в одной фазе развития своего жизненного цикла.
При работе с матрицей выделяют четыре категории продуктов, соответствующие приоритетным целям стратегии:
- «Проблемы» (высокие темпы роста/малая доля). Это продукты, имеющие перспективные возможности, за счет растущего рынка, но при этом нуждаются в постоянных затратах для поддержания роста. В их отношении необходимо решить: прекратить расходы на выпуск, или наращивать долю на рынке.
- «Звезды» (высокие темпы роста/высокая доля). Флагманские продукты компании. Приносят значительную прибыль, но необходимы дополнительные денежные вливания в коммуникацию и маркетинг для сохранности высокой доли растущего рынка относительно конкурентов.
- «Дойные коровы» (низкие темпы роста/высокая доля). Основной источник прибыли, обеспечивающий финансовую устойчивость компании. Их сохраняют, пока не произойдет превращение в «собак».
- «Собаки» (низкие темпы роста/малая доля). Продукты без возможностей роста, они не приносят прибыли, а для их сохранения требуются значительные затраты.
Читайте больше о матрице БКГ в этой статье.