Многозадачность, стрессоустойчивость, готовность к переработкам — соискатели нередко указывают в резюме эти качества как преимущества. А работодатели требуют пресловутые «горящие глаза». Корпоративная культура, в которой недостаточно быть хорошим сотрудником, а надо быть самым лучшим, — благодатная почва для развития токсичной продуктивности. Если ваш понедельник начинается в субботу, то вы уже в этой ловушке.
Экстремальный трудоголизм
Токсичная продуктивность — это болезненная необходимость быть постоянно вовлеченным в работу в ущерб собственным интересам, отдыху, физическому и психологическому здоровью. В таких обстоятельствах человек считает, что у него нет возможности не оставаться в офисе допоздна, перестать брать задания на выходные и отвечать на звонки в любое время. Ведь если он этого не сделает, то все проекты встанут, а его загрузка возрастет.
Однако попытки выполнить все дела вовремя, чтобы разгрузить завтрашний день, приводят к тотальному разочарованию и стрессу. Подверженный токсичной продуктивности человек редко наслаждается победой, стремясь вернуться в привычное состояние аврала. В отличие от трудоголиков, которые не только ударными темпами идут к цели, но и испытывают удовольствие, когда ее достигают.
Сын маминой подруги
«Наконец-то в отпуске!» — радостная надпись сопровождает фотографию, где автор сидит с открытой на ноутбуке почтой на фоне тропического заката. «Я только в выходные смог нормально поработать, чтобы никто не дергал», — делится с вами друг.
Чаще всего такие люди ищут не сочувствия, а восхищения своей преданностью делу. Они находятся внутри явления, которое психологи называют «хастл-культура» или «культура суеты». В современном корпоративном мире негласно поощряется самоотверженность во имя проектов. Среди сотрудников распространено ошибочное убеждение: чем больше человек приносит в жертву, тем он лучше. А наградой ему станет личный рост — ценнейшая валюта в мире успешности.
Этот миф подогревают биографии медийных миллионеров, эксцентричное поведение которых подается как залог их финансовых и социальных достижений. Промежуточные результаты негласной гонки за продуктивностью широко освещаются в социальных сетях. Прочитав чужие посты, заложники хастл-культуры с болью понимают: как бы они ни старались, «сын маминой подруги» всегда обойдет их на повороте.
Остаться любой ценой
Согласно данным компании Prodoscore, в 2020 году по сравнению с 2019 годом активность сотрудников повысилась по субботам на 42%, а по воскресеньям — на 24%.
Пандемия разогрела токсичную продуктивность до предела. В кризис надо работать еще больше, чтобы хотя бы остаться на месте. Во всем мире люди боялись попасть под сокращение, и воспринимали избыточную работу как способ продемонстрировать свою ценность. Среди рекордсменов — младшие аналитики на Уолл-Стрит, трудившиеся по 100 часов в неделю.
Почему это плохо для дела
На первый взгляд, такие лояльные сотрудники — находка для любой компании. Но на самом деле токсичная продуктивность — бомба замедленного действия, которая может взорваться в самый неожиданный момент. Отследить выгорание и вовремя предложить отдых такому энтузиасту практически невозможно. Достигнув предела загруженности или испытывая вину за «плохую работу», он бросает дела и увольняется одним днем.
Курс повышения эффективности
Узнайте, как долгое время оставаться конкурентным специалистом на рынке труда, получите лучшие инструменты и ресурсы для самообучения и реализации личных траекторий развития.
Восемь признаков вашей токсичной продуктивности:
-
Регулярно перерабатываете и доделываете все дома.
-
Испытываете постоянное чувство вины из-за того, что ничего не делаете.
-
Чувствуете потребность моментально отвечать на сообщения и звонки.
-
Испытываете облегчение, когда заканчиваются выходные.
-
Не можете объяснить, зачем вы работаете, и когда закончится аврал.
-
Не цените свои успехи.
-
Постоянно утомлены.
-
Считаете хобби, общение, просмотр фильмов или чтение книг «не по работе» пустой тратой времени.
Тяжелые последствия
Заниженная самооценка. Зависимый от токсичной продуктивности человек заблуждается в том, что трудоголиков уважают. Он отождествляет свою личную ценность с профессиональными достижениями и устанавливает прочную связь: неудачи на работе делают его «плохим», а успехи — «хорошим».
Потеря профессиональной идентичности. Находясь внутри хастл-культуры, люди уверены, что всегда делают мало. Получается, они не такие профи, как остальные, которые «успевают» больше. Так развивается синдром самозванца, который еще больше подогревает ощущение бессилия и заставляет бесконечно менять компании или профессии.
Конфликты с близкими. Они неизбежны. Люди чувствуют себя ненужными, их мнениями, желаниями и совместными интересами пренебрегают.
Тревожное расстройство. Постоянное беспокойство о несделанном и вина за это изматывают организм, провоцируют психосоматические и более серьезные заболевания. По данным ВОЗ, 55-часовая рабочая неделя повышает риск инсульта на 35%, а риск смерти от сердечно-сосудистых заболеваний на 17%.
Снижение продуктивности. Парадокс, но совокупность этих факторов приводит к снижению реальной полезной продуктивности.
Как помочь
Займитесь правильным тайм-менеджментом. Начните с перерывов, а затем выстроите все дела вокруг них. Приучите себя ходить на обед, несмотря на обстоятельства. Запланируйте кофе-брейк без телефона в зоне отдыха, а не за рабочим столом.
Спите не менее шести часов в сутки. Отсутствие сна — не повод для гордости, а лучшее средство снизить продуктивность, получить расстройство психики и подвести коллег. Ученые сделали вывод, что своевременный отдых и нормальная продолжительность рабочего дня напрямую влияют на качество продуктивности.
Расставьте приоритеты. Используйте матрицу Эйзенхауэра — разделите дела на четыре группы:
-
Срочные и важные.
-
Несрочные и важные.
-
Срочные и неважные.
-
Несрочные и неважные.
Первая группа должна быть в приоритете. Третью и четвертую можете исключить.
Подумайте о деньгах. Зачем вам работать больше, если прибавка уйдет на врачей.
Найдите время на спорт. Запланируйте несколько тренировок в неделю, привязанных к одному и тому же времени.
Притормозите саморазвитие. Не скупайте все модные марафоны. Учитесь только тому, что вам нужно в данный момент.
Прекратите сравнивать. Окружающие склонны преувеличивать достижения, чтобы выглядеть эффективнее. Ваши опыт и навыки не менее ценны, особенно если направить их в нужное русло.