Токсичная продуктивность

Токсичная продуктивность

Что такое хастл-культура и почему лучший сотрудник может подвести работодателя или клиента в самый неожиданный момент
434

Многозадачность, стрессоустойчивость, готовность к переработкам — соискатели нередко указывают в резюме эти качества как преимущества. А работодатели требуют пресловутые «горящие глаза». Корпоративная культура, в которой недостаточно быть хорошим сотрудником, а надо быть самым лучшим, — благодатная почва для развития токсичной продуктивности. Если ваш понедельник начинается в субботу, то вы уже в этой ловушке.

Экстремальный трудоголизм

Токсичная продуктивность — это болезненная необходимость быть постоянно вовлеченным в работу в ущерб собственным интересам, отдыху, физическому и психологическому здоровью. В таких обстоятельствах человек считает, что у него нет возможности не оставаться в офисе допоздна, перестать брать задания на выходные и отвечать на звонки в любое время. Ведь если он этого не сделает, то все проекты встанут, а его загрузка возрастет. 

Однако попытки выполнить все дела вовремя, чтобы разгрузить завтрашний день, приводят к тотальному разочарованию и стрессу. Подверженный токсичной продуктивности человек редко наслаждается победой, стремясь вернуться в привычное состояние аврала. В отличие от трудоголиков, которые не только ударными темпами идут к цели, но и испытывают удовольствие, когда ее достигают.

Сын маминой подруги

«Наконец-то в отпуске!» — радостная надпись сопровождает фотографию, где автор сидит с открытой на ноутбуке почтой на фоне тропического заката. «Я только в выходные смог нормально поработать, чтобы никто не дергал», — делится с вами друг.

Чаще всего такие люди ищут не сочувствия, а восхищения своей преданностью делу. Они находятся внутри явления, которое психологи называют «хастл-культура» или «культура суеты». В современном корпоративном мире негласно поощряется самоотверженность во имя проектов. Среди сотрудников распространено ошибочное убеждение: чем больше человек приносит в жертву, тем он лучше. А наградой ему станет личный рост — ценнейшая валюта в мире успешности.

Этот миф подогревают биографии медийных миллионеров, эксцентричное поведение которых подается как залог их финансовых и социальных достижений. Промежуточные результаты негласной гонки за продуктивностью широко освещаются в социальных сетях. Прочитав чужие посты, заложники хастл-культуры с болью понимают: как бы они ни старались, «сын маминой подруги» всегда обойдет их на повороте.

Остаться любой ценой

Согласно данным компании Prodoscore, в 2020 году по сравнению с 2019 годом активность сотрудников повысилась по субботам на 42%, а по воскресеньям — на 24%.

Пандемия разогрела токсичную продуктивность до предела. В кризис надо работать еще больше, чтобы хотя бы остаться на месте. Во всем мире люди боялись попасть под сокращение, и воспринимали избыточную работу как способ продемонстрировать свою ценность. Среди рекордсменов — младшие аналитики на Уолл-Стрит, трудившиеся по 100 часов в неделю.

Почему это плохо для дела

На первый взгляд, такие лояльные сотрудники — находка для любой компании. Но на самом деле токсичная продуктивность — бомба замедленного действия, которая может взорваться в самый неожиданный момент. Отследить выгорание и вовремя предложить отдых такому энтузиасту практически невозможно. Достигнув предела загруженности или испытывая вину за «плохую работу», он бросает дела и увольняется одним днем.

Курс повышения эффективности
Узнайте, как долгое время оставаться конкурентным специалистом на рынке труда, получите лучшие инструменты и ресурсы для самообучения и реализации личных траекторий развития.

Восемь признаков вашей токсичной продуктивности:

  1. Регулярно перерабатываете и доделываете все дома.

  2. Испытываете постоянное чувство вины из-за того, что ничего не делаете.

  3. Чувствуете потребность моментально отвечать на сообщения и звонки.

  4. Испытываете облегчение, когда заканчиваются выходные.

  5. Не можете объяснить, зачем вы работаете, и когда закончится аврал.

  6. Не цените свои успехи.

  7. Постоянно утомлены.

  8. Считаете хобби, общение, просмотр фильмов или чтение книг «не по работе» пустой тратой времени.

Тяжелые последствия

Заниженная самооценка. Зависимый от токсичной продуктивности человек заблуждается в том, что трудоголиков уважают. Он отождествляет свою личную ценность с профессиональными достижениями и устанавливает прочную связь: неудачи на работе делают его «плохим», а успехи — «хорошим».

Потеря профессиональной идентичности. Находясь внутри хастл-культуры, люди уверены, что всегда делают мало. Получается, они не такие профи, как остальные, которые «успевают» больше. Так развивается синдром самозванца, который еще больше подогревает ощущение бессилия и заставляет бесконечно менять компании или профессии.

Конфликты с близкими. Они неизбежны. Люди чувствуют себя ненужными, их мнениями, желаниями и совместными интересами пренебрегают.

Тревожное расстройство. Постоянное беспокойство о несделанном и вина за это изматывают организм, провоцируют психосоматические и более серьезные заболевания. По данным ВОЗ, 55-часовая рабочая неделя повышает риск инсульта на 35%, а риск смерти от сердечно-сосудистых заболеваний на 17%.

Снижение продуктивности. Парадокс, но совокупность этих факторов приводит к снижению реальной полезной продуктивности. 

Как помочь

Займитесь правильным тайм-менеджментом. Начните с перерывов, а затем выстроите все дела вокруг них. Приучите себя ходить на обед, несмотря на обстоятельства. Запланируйте кофе-брейк без телефона в зоне отдыха, а не за рабочим столом.

Спите не менее шести часов в сутки. Отсутствие сна — не повод для гордости, а лучшее средство снизить продуктивность, получить расстройство психики и подвести коллег. Ученые сделали вывод, что своевременный отдых и нормальная продолжительность рабочего дня напрямую влияют на качество продуктивности.

Расставьте приоритеты. Используйте матрицу Эйзенхауэра — разделите дела на четыре группы:

  1. Срочные и важные.

  2. Несрочные и важные.

  3. Срочные и неважные.

  4. Несрочные и неважные.

Первая группа должна быть в приоритете. Третью и четвертую можете исключить.

Подумайте о деньгах. Зачем вам работать больше, если прибавка уйдет на врачей.

Найдите время на спорт. Запланируйте несколько тренировок в неделю, привязанных к одному и тому же времени.

Притормозите саморазвитие. Не скупайте все модные марафоны. Учитесь только тому, что вам нужно в данный момент.

Прекратите сравнивать. Окружающие склонны преувеличивать достижения, чтобы выглядеть эффективнее. Ваши опыт и навыки не менее ценны, особенно если направить их в нужное русло.

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? , мы поможем!
Заявка на бесплатную консультацию
Хотите быть в курсе самых выгодных предложений и получать полезные материалы - *

*1 раз в неделю только самое важное и интересное из области бизнес-образования!

Заполните форму регистрации