8 (800) 100-02-03
8 (800) 100-02-03
Как начинающему руководителю бороться с синдромом самозванца

Как начинающему руководителю бороться с синдромом самозванца

Разъясняем подчиненным свою новую роль в компании и добиваемся уважения
2368

Советы начинающим руководителям от Александра Высоцкого, эксперта по стратегическому планированию и разработке организующих схем, основателя консалтинговой компании «Visotsky Consulting».

Через боль синдрома самозванца проходят не только наемные сотрудники, назначенные руководителями, но и предприниматели, ведь первую компанию создают чаще всего с друзьями и знакомыми. И если раньше владелец был просто другом и хорошим парнем, то теперь он должен брать на себя обязанности руководителя.

От того, насколько хорошо он будет с ними справляться, зависит будущее всей компании. Но его воспринимают как друга, с которым сидели за одной партой или выпивали по пятницам. Как новоиспеченному руководителю побороть синдром самозванца и добиться повышения результатов?

Синдром самозванца — психологический феномен. Люди, подверженные его действию, не могут адекватно оценить свои заслуги и считают, что не заслуживают успеха, которого добились. Они чувствуют себя обманщиками, «самозванцами», или думают, что в основе их карьерных и жизненных достижений лежит удача и простое стечение обстоятельств.

Работа над собой

То, как воспринимают вас окружающие, очень важно. Но гораздо важнее то, как воспринимаете себя вы. Если получили должность руководителя, то нужно осознать, что теперь вы не просто эксперт по продажам или хороший технический специалист. Вы руководитель, а значит, отвечаете за результаты, эффективность и продуктивность своих подчиненных.

Другие обязанности

Вы должны осознать, что играете другую роль, хотя окружающие будут сопротивляться, пытаться притянуть к вашей прошлой роли. Но, например, у продавца и начальника отдела продаж совершенно разные инструменты. Продавец отвечает за продажи и отношения с клиентами, а у начальника главный объект — подчиненные, сами продавцы. Нужно контролировать их планирование и эффективность, помогать ставить амбициозные цели и достигать их, определять и следовать приоритетам.

Объясните свою роль

Когда вы стали руководителем, объясните это людям, тем более если сотрудники — ваши старые друзья или родственники. Да, они знают вас как хорошего продавца (специалиста, инженера), но вы должны заявить, что вы теперь руководитель. И это совершенно другая работа.

Это не означает, что вы изменились, вы тот же человек, которым были всегда. Но теперь вы будете действовать и вести себя по-другому, так как это важно для успеха команды. С хорошим руководителем команда развивается и побеждает, с плохим руководителем — зависит от обстоятельств, как повезет. Поэтому нужно объяснить, что ваша роль изменилась.

Но, даже когда вы сделаете это заявление, не ожидайте, что сотрудники сразу все поймут и примут. Печально, но это так. Вы были классным продавцом, вас уважали в этой роли, на вас рассчитывали как на продавца. Вашу роль хорошо знали. Но уважают ли вас как руководителя?

Что такое уважение

Вообще уважение — это почтительное отношение, основанное на признании достоинств и заслуг другого человека. Исходя из этого, недостаточно просто заявить о себе как о руководителе. Нужно получить результаты в этой роли. Это непросто, особенно для человека, который впервые занял руководящую должность. Вы только осваиваетесь, а рассказать о прошлых успехах, чтобы убедить коллег, нет возможности. Вам придется через это пройти.

«Книжная полка РШУ» — подкаст о классике мировой бизнес-литературы.
Слушайте обзоры книг от наших экспертов.


Инструменты руководителя

Не стоит думать, что как только вас назначат руководителем, сотрудники сразу с радостью бросятся выполнять ваши поручения. Даже если они к вам хорошо относятся, уважение нужно заслужить, поэтому быстрее прокачивайтесь в этой области. Добейтесь, чтобы у подчиненных появились планы на неделю, на день. Следите за их выполнением и проводите координации. Нацеливайте сотрудников, помогайте приоритизировать задачи.

Важность приоритизирования

Кстати, основная проблема плохих руководителей в том, что они не помогают подчиненным удерживать приоритеты. А ведь все мы люди, мы ленимся, отвлекаемся. Я тоже не исключение! Я был бы не против, если бы мне помогали устанавливать приоритеты. Так как я первое лицо компании, то руководителя у меня нет. Но я уверен, что он помогал бы мне быть еще более продуктивным и успешным.

Уместный пиар

Есть еще один нюанс. Предположим, руководитель осваивает инструменты, и все идет неплохо. Если он по природе скромный человек, то рассчитывает, что подчиненные сами заметят его результаты. Но это ошибка! Людям тяжело это увидеть. Руководитель не копает землю, не видно, как на его лице вздуваются вены и выступает пот. В основном это бумаги, разговоры, мысли, планы. Такая работа невидима.

Поэтому не забывайте добавлять немножко уместного пиара. Если вы достигли какого-то успеха, результаты отдела растут, показывайте это людям! Покажите, что инструменты, которые вы внедрили, привели к росту показателей, сравните с результатами за предыдущие месяцы. В любой работе важна умеренная доза пиара.

Вывод

Работа руководителя для других — темный лес, поэтому покажите, как ваша работа связана с успешными результатами. Объясните, что эти вещи взаимосвязаны. Это поможет сотрудникам быстрее проникнуться к вам уважением. И что самое классное, они же от этого и выиграют! Когда подчиненные уважают руководителя, они не вступают в дискуссии, не тратят зря время на обсуждение. Они следуют его рекомендациям и приоритетам, а потому быстро получают результаты.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!