Сценарии развития экономики

Сценарии развития экономики

Что делать бизнесу во время второй волны кризиса
2020

Основные тезисы прямого эфира с преподавателем Русской Школы Управления Кириллом Линником.

Сейчас сложно найти точные данные — они часто закрыты, а выводы основаны на оценочных суждениях разных экспертов. Давайте постараемся предсказать сценарии развития отечественной экономики, опираясь на разные доступные нам источники. 

Многие мои клиенты из разных отраслей (85–90% компаний) с конца лета сообщали о стремительном восстановлении. Июль этого года сравнялся по показателям с июлем прошлого года. Когда эксперты говорили о локдауне экономики (ее «схлопывании»), подразумевали две модели развития событий:

  1. V — происходит резкое падение и затем резкий рост.

  2. L — происходит падение, восстановление будет медленным. 

У большинства компаний малого, среднего и нескольких крупных бизнесов произошел рост по сценарию V. 

Но ситуация отличается в зависимости от отрасли: например, наиболее пострадавшими оказались компании туристического сектора (не только туроператоры, авиакомпании, но и все, кто связан с туризмом). То есть нельзя сказать, что все восстанавливается волшебным образом. А плечо в символе V (отвечающее за восстановление) может растянуться от трех месяцев до полугода. 

Такой может быть базовая траектория восстановления. Но существует второй сценарий, не менее вероятный, чем текущая ситуация. Это вторая волна пандемии, которую, похоже, мы уже наблюдаем. Осень — благоприятное время для коронавируса и ОРВИ. Будем надеяться, что вторая волна будет слабее, чем первая (из-за более серьезного отношения людей к способам безопасности, «группового иммунитета» и других факторов). И для бизнеса важно, как государство поведет себя во время второй волны. 

Варианты развития событий

Существует три вероятных сценария:

  1. Первый, самый неблагоприятный — такая же реакция государства, как весной. При таком развитии событий нам предпишут закрыться на неделю, с запоздалой помощью. Затем неделя превратится в полгода. С одной стороны, мы научились жить в этой ситуации, работать удаленно, но многие компании, пережившие первую волну, еще очень слабы. И вторая волна (из V она превратилась в W) станет последней для многих компаний, которые уже потратили финансовые ресурсы и время.

  2. Вторая неприятность. Более или менее хорошие цены на нефть (что счастье для российской экономики, компаний-импортеров и компаний с валютными кредитами) могут снизиться. Локдаун мировой экономики станет серьезным ударом для всей экономики России, потому что Центробанк исчерпал большую часть инструментов по сдерживанию. Остается прямое вливание денег на рынок, а это крайняя мера. Так что вторая волна может добить слабый бизнес и приблизить банковский кризис, ведь сейчас банки в России борются не за доходность или качественные кредитные портфели, а за ликвидность. И это будет не только проблема Центробанка, но и компаний, у которых счета или депозиты находятся в этих банках. И этот удар будет серьезнее, чем весной, с учетом действий (или бездействия) правительства. Есть пример стран, которые не устраивали локдаун, например, Швеция. Но последствия падения нефтяных рынков, уменьшения спроса, проблем с поступлением валюты не исключают негативных последствий. 

  3. Третий вариант, когда не вводится никаких мер, теперь для Москвы не актуален. Но многие мои коллеги заранее говорили, что есть вариант, при котором правительство не введет никаких ограничительных мер и сильно об этом пожалеет. 

Маловероятен четвертый вариант — случается пандемия, а государство не делает ничего. 

Что делать бизнесу

Разработайте стратегию для всех четырех сценариев (плюс ваше видение, промежуточные сценарии). Решите, как будете действовать с клиентами, поставщиками, сотрудниками, как договариваться (или нет) с конкурентами. 

В панике люди часто действуют неэффективно действуют. Часто от момента «случилось» до «приняли эффективную схему» проходит очень много времени. Поэтому лучше заранее разработать план действий, причем сделать это не в одиночку. 3-4 эффективных сотрудника компании (в том числе оппозиционных) в ходе мозгового штурма помогут разработать четкий план для каждого из четырех сценариев развития событий. Такой план я называю «гигиена», он должен быть у каждой компании. 

Создайте подушку безопасности. Если компания восстанавливается и есть возможность откладывать деньги, сделайте это. Даже если рынок растет и кажется, что нужно вкладывать заработанное в его развитие, лучше отложить эти средства, а на развитие взять кредит. Ведь может случиться, что в кризис банки кредитов не дадут. 

Пусть это будут наличные, сбережения, личные депозиты. При этом ожидается, что в случае банковского кризиса пара-тройка банков из первой двадцатки могут разориться, перейти под прямое управление Центробанком. Например, при всем моем неоднозначном отношении к Сберу, его точно будут поддерживать и он будет выполнять свои обязательства. 

Подушку нельзя тратить при первой ситуации. Лучше занять выжидательную позицию, если вы не очень хорошо представляете, что происходит на рынке, как ведут себя конкуренты. В каждой отрасли есть «экономическая инерция»: компании не переключаются с одного поставщика на другого в один день, а если вас не устраивает банк, процесс перехода займет минимум месяц. 

Не принимайте поспешных решений. Разработайте оперативный план с цифрами на ближайший месяц. Закончился месяц — с учетом развития пандемии оцените, эффективен ли план действий. Корректируйте его в процессе и по итогам оценки. 

Сокращение горизонта планирования во время кризиса — большая проблема для бизнеса. К сожалению, большинство российских компаний имеют горизонт планирования (с реальными бюджетами, по которым компания будет жить) в один год. А во время кризиса горизонт планирования может сократиться до недели, соответственно, у компании должен быть просвет хотя бы на месяц вперед. 

Проанализируйте свой опыт. Переосмыслите ошибки, которые сделали
весной — это ценнейший опыт. Его нужно подытожить и использовать при разработке планов.


Развивайтесь вместе с нами: в каталоге Русской Школы Управления более 700 онлайн-курсов и 500 видеокурсов. Учитесь в удобном формате в любое время и в любом месте!

Следите за нашими обновлениями:

Instagram Youtube Facebook


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!