
Чего ждать от будущего, как противостоять последствиям кризиса и сохранить компанию в период нестабильности? Основные тезисы прямого эфира с преподавателем Русской Школы Управления Кириллом Линником. Присоединяйтесь к регулярным встречам с экспертами в проекте «РШУ в прямом эфире» на наших страничках в Instagram и Facebook.
Макроэкономические кризисы обычно идут тремя волнами. Сейчас мы как раз почувствовали последствия первой и ждем удара второй:
- Первая волна — негативные события на рынке.
- Вторая — банкротство компаний. Бизнес начал применять стратегию «дожить любыми способами» и ввел режимы строжайшей экономии, но не все организации одновременно с этим что-то изменили в своей деятельности. У таких компаний запас прочности обычно ограничивается несколькими месяцами и быстро заканчивается. Поэтому во второй волне кризиса их ждет банкротство.
- Третья волна — банковский кризис, который ожидается осенью: даже банки из первой 30-ки, возможно, будут испытывать серьезные трудности.
Обычно мировые кризисы проходят по Л-образному графику: резкое падение, а за ним — постепенный рост. Этап восстановления обычно занимает около 11 месяцев, поэтому сейчас нужно подготовиться к марафону: экономить силы и не ждать скорого финиша.
Боремся с последствиями кризиса
К сожалению, негативных новостей сейчас больше, чем позитивных: некоторые компании уходят с рынка, никто не берется давать прогнозы будущего экономики.
Оцениваем ресурсы
Чтобы выжить, оцените свои ресурсы. Можете ли вы рассчитывать на поддержку поставщиков и клиентов? Или они сами находятся в тяжелом положении? Ваша команда способна быстро переориентироваться в кризисных условиях? Если — нет, то, может быть, лучше сейчас закрыться, чем влезать в долги и устраивать себе еще большие проблемы? Потому что одного твердого намерения собственника недостаточно для успеха.
Тем, у кого есть силы бороться, нужно пройти четыре шага:
-
Проанализируйте свою бизнес-модель. Как изменилось поведение ваших клиентов и поставщиков?
-
Определите, в чем ваше конкурентное преимущество, почему клиенты продолжат вас поддерживать.
-
Проанализируйте, есть ли у вас команда и необходимые ресурсы?
-
Решите, до какого предела вы будете бороться (его каждый определяет для себя сам).
Энергию для борьбы можно получить, используя все, даже самые маленькие, возможности себе во благо, решая проблемы и достигая целей.
Боремся
Если у вас есть минимум ресурсов, команда и позитив — двигайтесь вперед:
-
Поставьте цели на ближайшую неделю, две недели и месяц. Дальше месяца сейчас планировать сложно, потому что меняются макроэкономические параметры, появляются новые ограничения и вводные. Найдите ориентир: планируйте продажи, бюджеты (простая таблица в Excel подскажет, когда нужно найти дополнительные средства или договориться с поставщиками о переносе платежа), количество встреч, людей, которых удастся удержать в команде, ресурсы, которые получится аккумулировать.
-
Планируйте действия на несколько дней вперед.
-
Выявите основные риски и подготовьтесь к ним.
-
Истории успеха не начинаются с сокращения расходов — вместо этого используйте ABC-категоризацию.
ABC-категоризация расходов
Метод основан на переносе расходов: разделите их на три категории и оптимизируйте в соответствии с важностью.
- Категория «А» — обязательные расходы, перенос которых приведет к потере клиентов, поставщиков, ценных сотрудников.
- Категория «В» — расходы, которые вы можете перенести, но из-за этого с большой долей вероятности они вырастут. Например, затраты на планово-предупредительный ремонт техники: если его не сделать вовремя, аварийная починка обойдется дороже.
- Категория «С» — расходы, которые можно перенести без последствий для бизнеса и контрагентов.
Типичная ошибка оптимизации — начинать сокращение самых больших статей расходов, которые часто подпадают под категорию «А». Например, бюджеты на маркетинг и рекламу. Оптимизировать — не всегда значит сокращать. Может быть, вам придется увеличить расходы категории «А», чтобы добиться успеха в ситуации кризиса.
Источники риска для компании
Существуют семь источников рисков, с которыми бизнес может столкнуться во время второй и третьей волны кризиса. К ним нужно подготовиться заранее:
-
Клиенты: например, стали меньше покупать.
-
Конкуренты: опротестовывают тендеры, используют административные рычаги.
-
Поставщики: ухудшают условия сотрудничества.
-
Государство: повышает налоги.
-
Товары-заменители: какой-то продукт, который раньше не был конкурентом вашему. Во время кризиса оказалось, что он удовлетворяет ту же потребность покупателя.
-
Бизнес-процессы: узкие места, например, в коммуникациях с клиентами.
-
Персонал: соблюдайте обязательства, коммуницируйте с командой, хвалите.
Запомнить
- Кризис идет тремя волнами: негатив на рынке, банкротство компаний, проблемы в банковской сфере.
- На восстановление экономике понадобится не менее 11 месяцев, поэтому всем нужно готовиться к забегу на длинную дистанцию.
- Чтобы понять, стоит ли бороться, нужно оценить свои возможности: оценить возможности клиентов и поставщиков, силу команды.
- Если приняли решение бороться, сделайте четыре первых шага: проанализируйте свою бизнес-модель, определите конкурентное преимущество, оцените команду и необходимые ресурсы, решите, до какого этапа вы будете бороться.
- Чтобы двигаться вперед даже в кризис, ставьте цели, планируйте работу, готовьтесь противостоять рискам и угрозам и используйте АВС-категоризацию расходов.
Развивайтесь вместе с нами: в каталоге Русской Школы Управления более 700 онлайн-трансляций и 500 дистанционных курсов. Учитесь в удобном формате в любое время и в любом месте!