Как бороться с кризисом

Как бороться с кризисом

Спасаем компанию: где взять энергию для борьбы, как категоризировать расходы и выявить риски.
6489

Чего ждать от будущего, как противостоять последствиям кризиса и сохранить компанию в период нестабильности? Основные тезисы прямого эфира с преподавателем Русской Школы Управления Кириллом Линником. Присоединяйтесь к регулярным встречам с экспертами в проекте «РШУ в прямом эфире» на наших страничках в Instagram и Facebook.


Макроэкономические кризисы обычно идут тремя волнами. Сейчас мы как раз почувствовали последствия первой и ждем удара второй:

  • Первая волна — негативные события на рынке. 
  • Вторая — банкротство компаний. Бизнес начал применять стратегию «дожить любыми способами» и ввел режимы строжайшей экономии, но не все организации одновременно с этим что-то изменили в своей деятельности. У таких компаний запас прочности обычно ограничивается несколькими месяцами и быстро заканчивается. Поэтому во второй волне кризиса их ждет банкротство. 
  • Третья волна — банковский кризис, который ожидается осенью: даже банки из первой 30-ки, возможно, будут испытывать серьезные трудности.

Обычно мировые кризисы проходят по Л-образному графику: резкое падение, а за ним — постепенный рост. Этап восстановления обычно занимает около 11 месяцев, поэтому сейчас нужно подготовиться к марафону: экономить силы и не ждать скорого финиша. 

Боремся с последствиями кризиса

К сожалению, негативных новостей сейчас больше, чем позитивных: некоторые компании уходят с рынка, никто не берется давать прогнозы будущего экономики. 

Оцениваем ресурсы

Чтобы выжить, оцените свои ресурсы. Можете ли вы рассчитывать на поддержку поставщиков и клиентов? Или они сами находятся в тяжелом положении? Ваша команда способна быстро переориентироваться в кризисных условиях? Если — нет, то, может быть, лучше сейчас закрыться, чем влезать в долги и устраивать себе еще большие проблемы? Потому что одного твердого намерения собственника недостаточно для успеха. 

Тем, у кого есть силы бороться, нужно пройти четыре шага:

  1. Проанализируйте свою бизнес-модель. Как изменилось поведение ваших клиентов и поставщиков? 

  2. Определите, в чем ваше конкурентное преимущество, почему клиенты продолжат вас поддерживать. 

  3. Проанализируйте, есть ли у вас команда и необходимые ресурсы?

  4. Решите, до какого предела вы будете бороться (его каждый определяет для себя сам).

Следите за нашими обновлениями:

Instagram Youtube Facebook

Энергию для борьбы можно получить, используя все, даже самые маленькие, возможности себе во благо, решая проблемы и достигая целей.

Боремся

Если у вас есть минимум ресурсов, команда и позитив — двигайтесь вперед:

  1. Поставьте цели на ближайшую неделю, две недели и месяц. Дальше месяца сейчас планировать сложно, потому что меняются макроэкономические параметры, появляются новые ограничения и вводные. Найдите ориентир: планируйте продажи, бюджеты (простая таблица в Excel подскажет, когда нужно найти дополнительные средства или договориться с поставщиками о переносе платежа), количество встреч, людей, которых удастся удержать в команде, ресурсы, которые получится аккумулировать. 

  2. Планируйте действия на несколько дней вперед.

  3. Выявите основные риски и подготовьтесь к ним. 

  4. Истории успеха не начинаются с сокращения расходов — вместо этого используйте ABC-категоризацию.

ABC-категоризация расходов

Метод основан на переносе расходов: разделите их на три категории и оптимизируйте в соответствии с важностью.

  • Категория «А» — обязательные расходы, перенос которых приведет к потере клиентов, поставщиков, ценных сотрудников.
  • Категория «В» — расходы, которые вы можете перенести, но из-за этого с большой долей вероятности они вырастут. Например, затраты на планово-предупредительный ремонт техники: если его не сделать вовремя, аварийная починка обойдется дороже.
  • Категория «С» — расходы, которые можно перенести без последствий для бизнеса и контрагентов.

Типичная ошибка оптимизации — начинать сокращение самых больших статей расходов, которые часто подпадают под категорию «А». Например, бюджеты на маркетинг и рекламу. Оптимизировать — не всегда значит сокращать. Может быть, вам придется увеличить расходы категории «А», чтобы добиться успеха в ситуации кризиса.

Источники риска для компании

Существуют семь источников рисков, с которыми бизнес может столкнуться во время второй и третьей волны кризиса. К ним нужно подготовиться заранее:

  1. Клиенты: например, стали меньше покупать.

  2. Конкуренты: опротестовывают тендеры, используют административные рычаги.

  3. Поставщики: ухудшают условия сотрудничества.

  4. Государство: повышает налоги.

  5. Товары-заменители: какой-то продукт, который раньше не был конкурентом вашему. Во время кризиса оказалось, что он удовлетворяет ту же потребность покупателя.

  6. Бизнес-процессы: узкие места, например, в коммуникациях с клиентами.

  7. Персонал: соблюдайте обязательства, коммуницируйте с командой, хвалите.

Запомнить

  • Кризис идет тремя волнами: негатив на рынке, банкротство компаний, проблемы в банковской сфере.
  • На восстановление экономике понадобится не менее 11 месяцев, поэтому всем нужно готовиться к забегу на длинную дистанцию.
  • Чтобы понять, стоит ли бороться, нужно оценить свои возможности: оценить возможности клиентов и поставщиков, силу команды.
  • Если приняли решение бороться, сделайте четыре первых шага: проанализируйте свою бизнес-модель, определите конкурентное преимущество, оцените команду и необходимые ресурсы, решите, до какого этапа вы будете бороться.
  • Чтобы двигаться вперед даже в кризис, ставьте цели, планируйте работу, готовьтесь противостоять рискам и угрозам и используйте АВС-категоризацию расходов. 


Развивайтесь вместе с нами: в каталоге Русской Школы Управления более 700 онлайн-трансляций и 500 дистанционных курсов. Учитесь в удобном формате в любое время и в любом месте!



 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!