MBA
Личный кабинет

С чего начать карьеру

Чтобы стать профессионалом или руководителем
4133

Старт карьеры — ценное время для любого специалиста. От наших действий на этом этапе зависит многое: как быстро мы будем развиваться, сможем ли найти поддержку коллег и наставника, какие профессиональные перспективы нас ждут.

Если вы планируете достичь карьерных высот, а не оставаться на линейных должностях, действуйте грамотно уже на старте. Рассказываем, как начать карьеру, чтобы быстрее вырасти до востребованного специалиста или руководителя.

Определитесь с направлением

Карьерный рост условно можно разделить на два вида:

  • Горизонтальный. Вы растете как специалист: развиваетесь в профессии, можете делать проекты с повышенным уровнем сложности. Улучшаете продуктивность: например, на старте вы делали задачу за 20 часов, а через несколько лет можете сделать тоже самое уже за 2—3 часа.
  • Вертикальный. Вы растете как управленец, руководитель — вам нужно уметь вдохновлять людей, грамотно распределять задачи в зависимости от возможностей и компетенцией исполнителей. Вы нарабатываете педагогические навыки, обучаете других, помогаете им профессионально развиваться. Это не хуже и не лучше горизонтального роста — это иное направление развития.

Зарплата у «горизонтальных специалистов» часто зависит от их технических навыков: чем сложнее проекты они делают, тем больше ценятся на рынке. Зарплата руководителя зависит от того, сколькими людьми и как эффективно он может управлять. Руководящие должности, как правило, приносят больше денег, но требуют больше ответственности и сложных решений.

Изучите отрасль, в которой планируете работать

Вы можете стать сверхпрофессиональным исполнителем, но это не поможет, если индустрия будет деградировать. Поэтому на старте важно выбрать развивающуюся отрасль, которая будет расти и через десятки лет.

Точных прогнозов на этот счет никто не даст, но можно изучить несколько источников:

  • Информационное поле. Посмотрите, что пишут в деловых новостях о вашей отрасли. Например, сейчас активно развивается индустрия электромобилей, в Японии буквально через 10 лет планируют прекратить продажу бензиновых машин. Логично, что стоит сделать ставку на эту отрасль.
  • Списки востребованных профессий и отраслей от исследовательских компаний. Например, судя по аналитике сервисов «Работа.ру» и «СберИндекс», в столичном рейтинге оказались менеджеры по продажам, инженеры, бухгалтеры, водители, менеджеры по работе с клиентами, программисты, юристы.
  • Мнения экспертов, публикации в деловых СМИ. Например, стоит почитать опросы и интервью крупных бизнесменов и гендиректоров о том, что будет происходить с вашей отраслью.

Конечно, главное в выборе направления для работы — идти туда, где вам действительно будет интересно работать. Но также важно понимать, насколько велика индустрия, насколько сильно за вас будут конкурировать работодатели. Например, в том же 2020 году была нехватка специалистов в ИТ и строительной сфере. А люди из индустрии развлечений и общепита были менее востребованы.

Сказанное выше особенно важно для тех, кто решил выбрать путь исполнителя. Руководителям немного проще — навык управлять, мотивировать и выстраивать систему можно применять в любой сфере. Хотя чтобы перейти в новую отрасль, все равно придется изучать много нового и разбираться в нюансах.

Научитесь продавать себя

Даже самый эффективный специалист или руководитель прежде всего должен уметь устроиться на подходящую работу. Познакомьтесь с основами продаж и маркетинга, разберитесь, как HR-специалисты отбирают кандидатов на вакансии. Научитесь «продавать» свою экспертизу.

  • Составьте резюме. Опишите ваш опыт, репутацию, проекты. Давайте больше конкретики. Обратите внимание — лучше указать, что вы «сделали», а не просто «делали». Расскажите, каких результатов добились, с какими сложностями столкнулись и как проявили себя.
  • Объем резюме — одна-две страницы, больше HR-специалист скорее всего читать не будет. Структурируйте информацию, выделите важное. Используйте короткие абзацы, заголовки и подзаголовки. Перечисления оформляйте списками. Главное, чтобы резюме было удобно читать, желательно быстро, выделяя самое важное.
  • Добавьте числа. Проще всего коммерческим специалистам, они могут указать количество сделок и выручку. Но в любой сфере можно найти информацию, которую получится указать в числовом виде — например, на прошлой работе вы закрыли 100 вакансий, в вузе разработали 10 общественных проектов, которыми воспользовались столько-то человек.
  • Укажите рекомендателей. Перед этим попросите разрешения на это у своих бывших руководителей, коллег, кураторов или научного руководителя.

По мнению эксперта по подбору, оценке и развитию персонала Елены Лимоновой, фотография в резюме увеличивает количество его просмотров в среднем на 30%.

Смотрите также: Как правильно искать работу в кризис

Искать работу стоит не только на сайтах-каталогах с вакансиями. Попробуйте использовать соцсети — напишите пост с запросом на своей странице, посмотрите профильные группы в вашей сфере. Возможно, стоит быть проактивным, найти будущих идеальных руководителей в Facebook и написать им напрямую?

Еще один вариант — найти сайты компаний, куда вы планируйте пойти работать. Изучить их, возможно, актуальные вакансии выкладываются на специальной странице. Или можно поискать имейл HR-отдела, написать им мотивированное письмо и попасть в кадровый резерв.

Еще стоит проявить себя на профильных конференциях — займитесь нетворкингом, подготовьте интересный доклад и поделитесь им с потенциальными коллегами. Возможно, стоит завести профессиональный блог или попытаться опубликовать статью в профильных СМИ.

Подробнее о том, как продать себя работодателю, читайте в статье «Секреты поиска работы. Как продать свой опыт работодателю».

Развивайте «мягкие навыки»

Существуют десятки научных исследований, в которых ученые делают выводы о важности soft skills. Например, специалисты из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги выяснили, что такие навыки — 85% успеха человека в профессии. В Udemy считают, что самые важные навыки будущего тоже относятся к soft skills. Наконец, в McKinsey & Company уверяют, что к 2030 году до 800 млн работников заменят роботы. Конкурировать с программами и искусственным интеллектом можно как раз с помощью soft skills — умения сочувствовать, мотивировать, вдохновлять, создавать что-то креативное.

Вот 10 навыков, которые пригодятся на старте карьеры: 

  1. Установка на рост. 

  2. Способность постоянно учиться, разрабатывать новые идеи. 

  3. Концентрироваться на задаче. 

  4. Совершенствовать существующие идеи. 

  5. Объяснять мысли и понимать коллег. 

  6. Структурировать мысли в цельный рассказ.

  7. Взаимодействовать с представителями разных культур.

  8. Объективно и критически анализировать суждения. 

  9. Лидировать. 

  10. Контролировать эмоции.

Подробнее: «10 мягких навыков со ссылками на курсы, где их можно развить».

Получите недостающие знания

Судя по результатам опроса компании Ipsos для Всемирного экономического форума, люди постепенно прекращают доверять высшему образованию и осознают, что знаний и навыков из вузов недостаточно для хорошей карьеры.

Среди опрошенных из 29 стран 36% уверены, что высшее образование не стоит тех денег, которые нужно за него заплатить. В России отношение к вузам еще хуже — каждый второй (51%) не считает, что высшее образование стоит запрашиваемой за него цены.

Если вы планируете развиваться, неважно, как руководитель или как профессионал, вам нужны дополнительные знания. Не только «мягкие навыки», но и важные hard skills, которые позволят вам выполнять сложные проекты.

Обратите внимание на курсы Русской школы управления. Мы проводим интенсивные занятия, насыщенные пользой. Ведут лекции и семинары практики с большим профессиональным и педагогическим опытом. Судя по отзывам тысяч студентов, знания и навыки помогают им расти в профессии и становится лучше.


Смотрите, вот каталог курсов по всем специальностям. Выбирайте, что подходит вам, и начинайте учиться — офлайн, онлайн или с помощью видеокурсов.
Следите за нашими обновлениями:

Instagram Youtube Facebook


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!