К новому руководителю, как и к любому новичку, в коллективе часто относятся неоднозначно. Одни с его приходом ждут кардинальных перемен, поэтому уже на пороге готовы поддерживать любые его идеи. Другие будут встречать новое руководство скептически настроенными и настороженными.
— Постарайтесь стать не боссом, а лидером
— Расскажите о своих целях и планах всей команде
— Проявите заинтересованность и проактивность
По данным совместного исследования ИТ-холдинга TalentTech, образовательной платформы «Нетология» и биржи фриланса FL.ru, главный страх нового сотрудника — не найти общий язык с коллективом и начальником. С ним сталкивались 54% опрошенных. Каким бы ни был опыт управления, входить в новый коллектив для руководителя — всегда волнительно и ответственно. Поэтому лучше делать это с улыбкой, позитивным настроем и правильным позиционированием.
Постарайтесь стать не боссом, а лидером
В самом начале знакомства мы хотим понравиться. Пытаться угодить всем и быть хорошим для каждого — это крючок, на который часто попадаются руководители-новички. Точно так же не стоит начинать общение с коллективом фразами типа: «Со мной все будет по-другому...», «Это было до меня…»
Позиционировать себя как друга или, наоборот, как авторитарного неприступного босса — неудачное решение. Самая выгодная позиция, которую может занять начальник уже в первые дни своего руководства, — это позиция наставника и коуча. Не проявлять мягкость, а показать, что вы всегда открыты к диалогу, не назидать, а собственным примером вдохновлять на работу. 26-й президент США Теодор Рузвельт так обозначил разницу между лидером и боссом: «Лидер работает в открытую, босс — взакрытую. Лидер ведет, босс погоняет». Поэтому «кнут и пряник» лучше оставить за дверью компании — этот метод уже перестал работать.
Познакомьтесь с коллективом
Первое, с чего стоит начать в новой команде, — знакомство и установление контакта не только с топ-менеджерами и руководителями отделов, но и с рядовыми сотрудниками. Именно от их настроя, психологического состояния и заинтересованности зависит продуктивность компании. Главная задача руководителя — не только всем понравиться, а расположить и вызвать доверие.
«Говорят, что для того, чтобы вести по жизни себя, пользуйтесь головой; чтобы вести других, пользуйтесь сердцем. Такова природа закона связи. Всегда нужно тронуть сердце человека, прежде чем ожидать, что он последует за вами», — пишет американский оратор и писатель Джон Максвелл в своей книге «21 неопровержимый закон лидерства».
При общении с коллективом можно придерживаться простых правил:
-
Если новичок в команде — это начальник, первое время ему особенно внимательно стоит присматриваться и прислушиваться к своим коллегам. Не верить сразу общественному мнению, не вступать в обсуждения и стараться сохранять нейтральную позицию.
-
Держать уверенный взгляд и поддерживать короткие разговоры. Проявлять дружелюбие, смотреть собеседнику в глаза. Это будет говорить о заинтересованности и уверенности в себе.
-
Уважать коллег и, тем более, предыдущее руководство.
-
Обращаться к сотрудникам по имени, если забыли — переспросить.
-
Быть с коллективом, при этом сохранять границы и субординацию.
Лучше, если первая встреча с коллективом пройдет в формате беседы, где говорить будет не один человек. Когда сотрудники получают возможность высказаться и быть услышанными, их уровень доверия и лояльности к руководителю повышается. Они сразу чувствуют себя ценными и значимыми, а это уже один из методов мотивации, после которого как раз уместно будет перейти к рабочим вопросам.
Расскажите о своих целях и планах всей команде
Руководитель, который может четко описать перспективу компании, определить вектор развития и рассказать не только о ближайших целях, но и о стратегических, в глазах своих сотрудников будет выглядеть сильной личностью и настоящим лидером. Уже на первых встречах с коллективом стоит определить цель и задачи команды. Каждый сотрудник должен понимать, какую роль он играет в общей работе и как именно его деятельность влияет на итоговый результат.
Если новый руководитель планирует поменять регламент работы, лучше сказать об этом сразу. При этом дать понять, что он с коллективом «в одной упряжке» и полностью разделяет корпоративную культуру и ценности компании.
Проявите заинтересованность и проактивность
Не нужно ждать, когда кто-то из команды обратится за помощью, лучше самому искать возможности улучшения процессов и производительности: сотрудникам помогать разбираться с допущенными ошибками, слабые места компании усиливать и находить возможности для роста и развития там, где, казалось бы, пропасть. Таким образом можно продемонстрировать свои лидерские качества и убедить коллег в своей компетентности.
Проактивность — это тот навык, который американский консультант по вопросам руководства Стивен Кови ставит на первое место. «Проактивные люди решают проблемы, а не говорят о них, они проявляют инициативу и, опираясь на принципы, делают все необходимое для выполнения задачи», — пишет он в своей книге «7 навыков высокоэффективных людей».
«От эксперта к руководителю» в удобном формате EPUB.
Автор — Елизавета Ефремова, организационный психолог, преподаватель программы MBA. Данная книга призвана помочь вам развить личную эффективность новобранца-руководителя. Она написана специально для тех, кто осознанно выбирает движение вверх по карьерной лестнице.