Признаки неформальных групп в организации

Признаки неформальных групп в организации

Матрица индикаторов неформальных групп и их лидеров в компании
2056

В статье «Офисные войны: как выйти победителем» мы разобрались, какие типы неформальных групп появляются в коллективе и как вести себя участникам офисных войн. Прочитайте ее, если хотите узнать о роли этих групп и понять, что с ними делать. Ниже предлагаем вам матрицу признаков, которую можно использовать в работе.

По теории неформальных групп М.Е. Литвака в любом офисе могут появиться (одна или сразу несколько) групп следующих типов:

  1. Учебно-карьеристская (из работников с высокой мотивацией и стремлением к росту).

  2. Культурно-развлекательная (из сотрудников, которые остановились в профессиональном развитии, но выполняют рабочие обязанности).

  3. Алкогольно-сексуальная (из нарушителей дисциплины).

Используйте перечень признаков для быстрого выявления двух неформальных групп — учебно-карьеристской и культурно-развлекательной — и их лидеров

Матрица индикаторов учебно-карьеристской группы и ее лидера

1. Постоянная учеба и внедрение нового

Члены группы и руководитель постоянно осваивают новые методы работы (самообучение, обучение в группе, обучение у сторонних преподавателей) и применяют их.

2. Работа с энтузиазмом

Члены группы и руководитель могут работать бесплатно на авторитет группы (например, взять внеплановую работу, не предусмотренную должностной инструкцией, задержаться после окончания рабочего дня без дополнительной оплаты).

3. Общий интерес — труд

Группа имеет общий интерес — труд в рамках специальности (деятельности), отсутствуют кружки по интересам, нет обсуждения хобби и развлечений во время работы.

4. Демократический стиль управления

Решения принимаются совместно, но существует жесткая технологическая дисциплина. Свобода проявляется в том, как выполнять работу, но не в том, что и когда сделать.

5. Атмосфера — дружелюбная

Начальник и сотрудники разговаривают друг с другом без неприязни, могут позволить себе шутки. Проблемы решают сообща. В коллективе не принято доносить.

6. Работа хорошо организована 

Деятельность систематизирована, авралы бывают редко, все регламентировано (регламенты периодически модернизируют). Налажена проектная работа, есть стратегические планы.

7. Эффективность группы растет

Производительность и результативность группы растет за счет применения новых методов (выполняются новые проекты, запускаются новые продукты, минимизируются расходы). Известность и влияние группы расширяются

8. Руководитель — хороший специалист

Руководитель — профессионал высокого уровня, который применяет собственные методики управления и работы. У него есть сертификаты, награды, публикации, иные независимые доказательства экспертной деятельности. Он учит подчиненных, не боится конкуренции. 

Стимулирует в сотрудниках инициативность, открыт обсуждению новых предложений. Считает самостоятельность сотрудников важным качеством. В хорошем физическом состоянии, здоров, не поощряет сверхурочную работу. Сам без беспокойства берет отпуск — кажется, как будто в коллективе все работает без него, не яркий. Формирует собственный стиль и уникальные методы работы группы.

9. Типичные фразы представителя

«Есть идея», «Предлагаю в этой ситуации поступить так...», «Давайте сделаем так...», «Пока не получается, что вы посоветуете?», «Как это делается, научите, пожалуйста», «Можно я вот этот вопрос возьму на себя?», «Это можно сделать еще лучше, вот так…», «Здорово, что у нас получилось».

Матрица индикаторов культурно-развлекательной группы и ее лидера

1. Отсутствие учебы и внедрение нового

В коллективе не принято учиться, все работает по давно утвержденным инструкциям, инициативность наказуема.

2. Работа «от и до» 

Сотрудники не проявляют энтузиазма, работают строго по правилам от начала рабочего дня до его завершения. Им все равно, что будет с группой, единственный мотиватор — деньги.

3. Сторонние интересы и хобби

Сотрудники обсуждают свои сторонние интересы и хобби во время работы, когда не видит руководитель

4. Авторитарный стиль управления

Руководитель вмешивается во все аспекты работы, принимает решения единолично, не привлекает к этому сотрудников, не доверяет им и во всем требует подчинения, даже в несущественных моментах.

5. Напряженная атмосфера в коллективе

Начальник позволяет себе повышать голос на подчиненных, в коллективе появляются информаторы, которые ему обо всем докладывают. Сотрудники боятся делать ошибки, руководитель находит «любимчиков» и «козлов отпущения». Атмосфера в офисе — нездоровая.

6. Деятельность — авральная 

Деятельность плохо планируется, системности нет, стратегия не разрабатывается. Возникают конфликты из-за устаревших регламентов, постоянные авралы, сверхурочные.

7. Эффективность группы не растет

Эффективность группы остается постоянной продолжительное время, стабильность поддерживается за счет применения проверенных методов. Эффективность начинает падать после того, как участники конкурирующей группы применят что-то новое в своей работе. Это даже может привести к распаду группы. В бюджетируемых организациях группа может существовать на одном уровне бесконечно долго.

8. Руководитель остановился в развитии

Характерные признаки: 

  1. Постоянная подготовка. Обсуждение с вовлечением все большего количества работников. 

  2. Побочная специализация. Вместо разработки новых методов в рамках своей специальности — занимается частными вопросами. 

  3. Качельный синдром. Постоянно меняет требования, угодить ему невозможно. 

  4. Игра в демократию. Обращение к работникам по вопросам, которые обязан решать руководитель. 

  5. Борьба за форму. Требует строгого соблюдения формы документов без рассмотрения сущности вопроса. 

  6. Лихорадочные поиски новизны. Призывы внедрять новое — без поддержки инициатив, формальное внедрение чужих методов без учета особенностей организации.

  7. Папирофобия/Папирофилия. Либо стол завален бумагами и ничего не найти, либо документы на столе отсутствуют вообще. 

  8. Псевдодемократия. Общение с нижестоящими на несколько уровней сотрудниками, слушает их, формирует мнение на основе их высказываний.

  9. Типичные фразы представителя группы: «Я делаю то, что мне поручили», «В моей должностной инструкции этого нет», «В регламенте это не написано», «Мне это делать не поручали», «Мой рабочий день с девяти до шести, приходите завтра», «Я не могу ответить, мне надо спросить руководителя», «Не знаю», «Мы всегда так делали», «Я такие вопросы не решаю».

comments powered by HyperComments
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? , мы поможем!
Заявка на бесплатную консультацию