Офисные войны: как выйти победителем

Офисные войны: как выйти победителем

Какие типы неформальных групп появляются в коллективе и как вести себя участникам офисных войн? Разбираемся с преподавателем РШУ Юлией Жижериной.
4196

В любой компании кроме официальных отделов и департаментов есть неформальные группы, лидеры которых нередко становятся опытными бойцами офисных войн и приобретают немалый авторитет. И война среди неформальных групп идет не на жизнь, а насмерть. Нередко мы слышим, как наши знакомые попадают в больницу с инфарктами, язвами, гипертонией из-за стрессов и конфликтов на работе. 

Как правильно себя вести руководителям и подчиненным, чтобы не только выйти победителями, но и сохранить здоровье в офисных войнах?

Предлагаем вашему вниманию обзор современной теории неформальных групп, разработанной известным психологом, автором собственной методики М.Е.Литваком и советы, как этой теорией можно воспользоваться на практике.

Теория неформальных групп

Согласно теории неформальных групп М.Е. Литвака в каждом коллективе (например, отделе, подразделении) могут формироваться одна или несколько групп следующих типов:

  1. Учебно-карьеристская (Сотрудники, растущие в профессиональном и личностном отношении. Они постоянно учатся, осваивают новые методики, отличаются высокой мотивацией).

  2. Культурно-развлекательная (Сотрудники, остановившиеся в развитии, но исправно выполняющие свои обязанности. Имеют интересы на стороне, побочную специализацию. Деятельность, которой они занимаются в данной группе, не представляет для них профессионального интереса).

  3. Алкогольно-сексуальная (Нарушители дисциплины, не исполняющие своих обязанностей. Злоупотребляют алкоголем и разного рода сомнительными развлечениями).

Читайте также: Как российские компании мотивируют сотрудников

Роль неформальных групп

Если весь коллектив — это единая неформальная группа (любого типа), то значительных конфликтов и противостояния в ней не будет. Но чаще в формальной группе (отдел, бригада) формируется не одна, а две или даже три из указанных выше неформальных групп. Одна из них, возможно, будет более многочисленной и влиятельной — доминирующей группой. Доминирующей также является группа, к которой принадлежит формальный руководитель (поскольку у него властные полномочия).

Если в коллективе формируются две или три группы, ни одна из которых не является доминирующей, то между группами закономерно разгорается конфликт, потому что цели у групп разные.

Читайте также: Неформальный лидер в корпоративной культуре

«Культурники» против «карьеристов»

Как показывает практика, чаще встречается конфликт между культурно-развлекательной группой (она хочет сохранить статус-кво, остаться на прежних позициях и удерживать имеющиеся преимущества) и учебно-карьеристской группой, члены которой настроены развиваться и осваивать новые методы, открывать новые горизонты и вместе с этим совершать новые ошибки.

Такой конфликт не решается тактическими методами (беседы, уговоры). Конфликты прекращаются, только если одна из групп занимает доминирующую позицию. Это происходит, когда в коллективе меняются работники или в группе меняется руководитель.

Как выйти победителем

Что делать, если начались офисные войны? Вот несколько советов по практическому применению теории неформальных групп.

Руководителю подразделения

Теорию неформальных групп можно использовать на практике для управления персоналом. Конфликты между сотрудниками, а также конфликты подчиненных с руководителями указывают на необходимость усиления контроля за групповыми процессами. 

Руководитель должен:

  1. Определить неформальные группы в коллективе. 

  2. Понять, лидером какой группы он является. 

  3. Планомерно усиливать эту группу, например, заменяя работников. 

Если руководитель не примет меры, вторая группа может приобрести силу и влияние, и лидер этой группы (антилидер по отношению к руководителю) может со временем занять место руководителя.

Читайте подробнее о признаках неформальных групп, используйте матрицу признаков на практике.

Вышестоящему руководителю

Такая же методика поможет и вышестоящему руководителю (генеральному директору, директору направления), который озабочен состоянием дел у своего подчиненного (руководителя отдела, департамента).

Специалисту по управлению персоналом

Теория неформальных групп поможет HR-специалистам и психологам при оказании методической помощи в разрешении конфликтов руководителям подразделений. Диагностика коллектива и понимание расстановки сил среди неформальных групп также нужна при подборе персонала. Например, зачем подбирать в коллектив растущего профессионала (представителя учебно-карьеристской группы), если доминирующая группа — культурно-развлекательная? Это может спровоцировать конфликты или быстрое увольнение работника.

Запомнить

  • Неформальные группы появляются в любом коллективе.
  • Часто противостояние между ними вредит эффективности и влияет на здоровье участников офисных войн.
  • М.Е.Литвак в теории неформальных групп делит их на три типа: учебно-карьеристскую, культурно-развлекательную и алкогольно-сексуальную.
  • Между неформальными группами возникают конфликты, которые прекращаются только тогда, когда одна из групп начинает доминировать.
  • Знание теории неформальных групп помогает руководителям побеждать в офисных войнах, а эйчарам — правильно подбирать персонал.

А вы сталкивались с противостоянием неформальных групп в коллективе? Расскажите о своем опыте ведения офисных войн в комментариях к статье!


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!