MBA
Личный кабинет
Мозговой штурм соло: диалог с самим собой

Мозговой штурм соло: диалог с самим собой

Вы привыкли думать, что мозговой штурм — это прерогатива команды? Предлагаем семь техник, которые помогут получить самое лучшее от самих себя.
2297

Мозговой штурм (МШ) в команде — это увлекательно: вы обмениваетесь энергией, в результате рождаются новые идеи, решаются проблемы, и вы возвращаетесь к работе полными вдохновения и сил для новых свершений. Однако иногда возникает необходимость провести МШ наедине с самим собой — например, чтобы лучше подготовиться к групповому МШ, или в том случае, если вы работаете удаленно или трудитесь над личным проектом. Кроме того, МШ с самим собой поможет сломать рутину, заставив мозг работать по-новому, и повысить концентрацию. Если вы сомневаетесь в собственной способности генерировать идеи единолично, вспомните, что творческими способностями обладает каждый из нас. Как же выстроить МШ с тем, чтобы не потратить этот час напрасно, а закончить его с целой россыпью блестящих новых решений и не мучиться от неспособности выжать из себя идеи?

Подготовка к мозговому штурму

Любая спортивная тренировка и соревнование начинаются с разминки. Конечно, некоторые виды МШ сами по себе являются тренировкой вашего мозга и творческих способностей; тем не менее полезно посмотреть, как люди искусства и творчества готовят себя к работе. Например, художники и иллюстраторы перед тем как приступить к картине, могут делать раскладки из разных предметов (канцтоваров, чашек, тарелок, сладостей различных цветов, форм и размеров); писатели и журналисты — читать вдохновляющие тексты других авторов (у многих есть любимые тексты, которые «заряжают» их на собственное творчество). Подумайте, что это может быть у вас — танцы под задорную музыку, прогулка в красивом месте, организация пространства, составление букета из полевых цветов, сборка фигурок из «Лего», просмотр любимого фотоблога — вариантов здесь миллион.

Техники мозговых штурмов

Семь техник для проведения мозгового штурма с самим собой.

Создание сторибордов

Если ваша задача — разработать процесс, слабые точки в нем помогут найти сториборды.

Создавая визуальную историю, чтобы исследовать поставленную проблему в качестве связной цепочки, где «А» переходит в «Б», вы сможете понять, как части процесса взаимодействуют друг с другом, и найти решение.

Курс повышения эффективности
Узнайте, как долгое время оставаться конкурентным специалистом на рынке труда, получите лучшие инструменты и ресурсы для самообучения и реализации личных траекторий развития.

Вам помогут стикеры post it. Запишите каждую из ваших идей на отдельном стикере: визуальная цепочка из цитат и картинок поможет вам увидеть ранее не замеченные взаимосвязи между разными частями.

Чем полезна эта техника:

  • Сториборды помогут увидеть ваши идеи в виде связной последовательности.

  • Вы сможете получить полное представление о рассматриваемом процессе — новом или уже существующем — не погружаясь слишком глубоко в детали.

  • Вы сможете начать рассмотрение процесса с любой точки — с начала, середины, или
    конца — и затем заполнить пустующие части.

Построение ментальных карт (Mind Mapping) 

Ментальная карта (интеллект-карта, ассоциативная карта, mind map) — древовидная схема, изображающая некие объекты (например, идеи, задачи, тезисы) и связи между ними.

В наше время ментальные карты как никогда популярны: многие программы предлагают шаблоны для их создания, чтобы вам удобнее было организовывать данные, используя красивую визуализацию, яркие цвета и структуру, адаптированную именно к вашим задачам. Этот принцип подойдет и для организации собственных идей.

  • Чтобы создать ментальную (ассоциативную) карту для целей мозгового штурма, запишите проблему или идею, над которыми работаете, в центре белого листа (это можно делать на компьютере или листе бумаги, но лучше всего — на флипчарте).

  • Далее вокруг вашей проблемы, зафиксированной в центре доски, начинайте записывать слова и термины, которые помогут объяснить, что вам нужно. Например, еще ваша проблема — низкий трафик на сайте, вы можете записать следующее: «органический трафик», «SEO» и «видеостратегия».

  • Когда на вашей карте появился первый «слой», добавляйте второй, объясняющий, как вы можете справиться с этими конкретными задачами. Например, около «SEO» вы можете написать «как создать кластер тем», «отдельный стратег для SEO» и «курс по видеомаркетингу».

Продолжайте добавлять слова и термины к вашей карте, пока не разобьете проблему на минимальные единицы, требующие решений. Это отличная техника для работы с проблемными задачами, которая стимулирует к поиску творческих ответов на темы, которые в противном случае могли казаться совсем не вдохновляющими.

Почему эта техника работает:

  • Ментальные карты помогают начать поиск решения проблемы с любого конца и создавать кластеры потенциальных процессов.

  • Вам не нужно удерживать в уме определенных порядок: заняться организацией идей вы сможете позже.

Создание банка слов

Создание банка слов похоже на игру в ассоциации, однако с его помощью можно найти более сложные решения.

В то время как работа над ассоциациями зачастую завязана на отдельной паре слов, банки слов предлагают сформировать большие группы терминов, каждый из которых используется для описания более узких тем. Составление банков слов в бизнес-среде поможет разбить проект на мелкие составляющие, к которым легче подобрать ключ — нечто вроде ментальных карт.

Затем, когда вы составили свой банк слов, вы можете заново построить взаимосвязи между терминами, которые пришли вам в голову, и использовать эти связи, чтобы генерировать идеи, включающие самые важные для вас характеристики.

Почему эта техника работает:

  • Придумывать словесные ассоциации просто. Это задача, которая не требует множества усилий, — нужно начать с общей идеи, а затем просто набрасывать все, что будет приходить в голову. 

  • При использовании этой техники от вас не требуется в точности знать, когда, почему или как эта идея должна работать.

  • Создание банка слов поможет выявить пробелы в ваших знаниях. Если процесс затормозится, вы поймете, что необходимо провести дополнительные изыскания.

SCAMPER

Техника SCAMPER представляет собой процесс разработки и более глубокой работы над идеями путем их тестирования и постановки вопросов к ним с разных точек зрения. Название — аббревиатура из первых букв английских слов, составляющих суть этой методики:

Substitute — Замени: что произойдет с проектом, если бы поменяем X на Y?

Combine — Сочетай: что произойдет с проектом, если мы совместим X с Y?

Adapt — Адаптируй: какие изменения нужно внести в проект, чтобы адаптировать его под иной контекст?

Modify — Изменяй: Что мы можем изменить, чтобы придать проекту большей ценности?

Put to another use — Найди другое применение: какие иные области применения можно найти для этого проекта?

Eliminate — Устраняй: Что мы можем убрать из проекта, чтобы упростить его?

Reverse — Поменяй на противоположное: как можно реорганизовать этот проект, чтобы сделать его более эффективным? 

Эта методика поможет вам рассмотреть проект/проблему с неожиданных точек зрения. Каждый вопрос помогает погружаться в тему еще глубже и рассматривать новые возможности.

Почему эта техника работает:

  • SCAMPER поможет вам рассмотреть проект/продукт с иных, чем общепринятая, точек зрения.

  • Серия вопросов, начинающихся с «а если», поможет вашему мозгу мыслить свободно без жестких привязок к любым реальным изменениям/модификациям.

  • Эта техника поможет улучшить процесс, даже если вы считаете, что он уже выстроен оптимально.

SWOT-анализ

Предприниматели и топ-менеджеры хорошо знают, что такое SWOT-анализ. В то же время это еще и мощная техника для проведения мозговых штурмов.

SWOT расшифровывается как Strengths, Weaknesses, Opportunities, and Threats — Сильные стороны, Слабые стороны, Возможности и Угрозы. При запуске нового бизнеса SWOT-анализ — самое первое, что делают бизнесмены (это в прямом смысле слова так — вы не найдете ни одного учебника для бизнес-школ, в котором не будет описана эта методика в том или ином варианте).

Так же, как владелец компании может использовать SWOT-анализ для построения бизнес-модели, эта техника будет полезна и при мозговом штурме для организации идей.

SWOT-анализ при мозговом штурме не обязательно должен быть сложным. Можно просто начертить на флипчарте четыре колонки на этапе сбора разрозненных идей. Например, при разработке нового дизайна логотипа спросите себя, что больше всего вам нравится в нынешнем логотипе (сильные стороны)? Что вам не нравится в нем (слабые стороны)? Что необходимо добавить (возможности)? Какие существующие логотипы других компаний нужно держать в уме (угрозы)?

Почему эта техника работает:

  • SWOT-анализ поможет вам предотвратить потенциальные проблемы еще до того, как они возникнут в реальности.

  • Он помогает учитывать конкурентные преимущества и недостатки — о которых зачастую задумываются только после мозгового штурма.

  • Вы получите гораздо более детальную и полную картину того, что может быть улучшено.

Техника Zero Draft — Нулевой набросок проекта

Техника нулевого наброска часто используется писателями и представляет собой вид спонтанного письма на заданную тему. Она может помочь сконцентрироваться на первых стадиях нового проекта за счет того, что вы поймете, что вам известно на настоящий момент, и перенесете ваши первоначальные идеи из головы на бумагу.

Возьмите центральную тему и сделайте следующее:

  1. Запишите все, что вы знаете о предмете.

  2. Запишите все, что вам нужно или хочется знать о предмете, но что на данном этапе вам неизвестно.

  3. Поразмышляйте, чем важен этот предмет.

  4. Добавьте все то, что считаете нужным — это поможет подключить к работе все то, что витает у вас в голове.

Техника нулевого наброска нужна, чтобы зафиксировать на бумаге все ваши мысли на тему предмета, поэтому не переживайте, если ваши записи будут выглядеть хаотично. Цель — преодолеть тупик, который зачастую мешает творческим работникам при начале нового проекта.

Почему эта техника работает:

  • Техника нулевого наброска предполагает минимум ограничений, давая возможность зафиксировать идеи связными предложениями.

  • Она особенно подходит тем, кто любит записывать свои идеи.

  • В отличие от сторибордов, техника нулевого наброска позволяет зафиксировать мысли в более связном формате.

Обратный мозговой штурм

В некоторых корпорациях и госструктурах высочайший приоритет отдается защите цифровых данных. Он настолько высок, что компании нанимают хакеров, чтобы те находили опасные лазейки в корпоративной системе безопасности. Такой «перевернутый» подход считается наилучшим способом защиты серверов от взлома — и подсказывает нам еще одну технику мозгового штурма.

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления 
«Коммуникации в управлении : влиять или воздействовать?» в удобном формате EPUB.

Цель этой книги — расширить ваш арсенал влияния в управленческих коммуникациях. Мы разберем мифы о коммуникациях, расскажем, как меняются цели и инструменты влияния на разных этапах работы человека в организации, рассмотрим наиболее эффективные технологии, изложим теоретические обобщения и приведем практические примеры.

Обратный мозговой штурм — это процесс деструкции: при нем отсутствует возможность вносить предложения, направленные на улучшение показателей. Но иногда в результате рождается контридея, сводящая воедино все возможные недостатки проекта и формулирующая способ их устранения.

При обратном мозговом штурме вы скорее концентрируетесь на создании проблем, чем на их решении и устранении. Придумывая проблемы, вы осознаете, чего делать ни в коем случае не нужно, и учитесь лучше прислушиваться к нуждам проекта. Фактически вы «взламываете серверы» вашей компании, чтобы найти в них лазейки.

Например, вы маркетолог и вам нужно привлечь внимание к новому продукту. У вас в распоряжении много различных каналов, но вы не знаете, как лучше ими воспользоваться и с чего начать. На сессии обратного мозгового штурма вы можете сказать, что:

  • Необходимо избегать гиперссылок на страницу, где можно приобрести товар.

  • Ни в коем случае нельзя публиковать в социальных сетях информацию о продукте.

  • Следует критиковать продукт.

Конечно, все эти идеи ни на что не годятся, если ваша цель — продвигать продукт. Но если вы «перевернете» эти идеи, вы найдете три отличных отправных точки для старта кампании по продвижению: давать ссылки на продукт в серии постов в блогах, разработать кампанию для соцсетей и идентифицировать те особенные черты продукта, про которые будет интереснее всего слушать/читать.

Почему эта техника работает:

  • Обратный мозговой штурм поможет определить, чего нужно избегать с самого начала.

  • Проще начать размышления с того, чего совершенно точно делать не следует, что может завести проект в тупик.

  • Она поможет избежать усталости от принятия слишком большого количества решений на ранней стадии разработки проекта.

Проводя мозговой штурм с самим собой, вам совершенно необязательно применять все эти техники — это будет рассеивать ваше внимание. Сконцентрируйтесь для начала на одной-двух. После нескольких мозговых штурмов вы научитесь определять, какие методики для каких проектов подходят лучше, а также выберете те, что наилучшим образом раскрывают именно ваш идейный потенциал.

Если вы тот человек, который обычно молчит на коллективных брейнстормах — вам совершенно определенно следует попрактиковаться в этом соло! Вы удивитесь, насколько отсутствие мысли о коллективном суждении/осуждении и отсутствие строгих временных рамок раскрепостят вас. И возможно, со временем из всем известного балласта коллективных брейнстормов вы сможете превратиться в их самую яркую звезду.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!