Мотивация персонала во время кризиса

Мотивация персонала во время кризиса

Для мотивации сотрудников, которые продолжают выполнять свою работу на фоне происходящих событий, приходится искать новые возможности
2640

Мотивация — это не устройство, которое можно при необходимости включить или выключить. Хотя работает она довольно просто: когда дела в компании идут хорошо, а усилия сотрудников достойно вознаграждаются, мотивация появляется без воздействия со стороны. И напротив, когда у компании возникают проблемы, источники мотивации приходится искать. И это притом что на сотрудников возлагаются дополнительные обязательства, которые, как правило, финансово не поощряются.

Текущий кризис оказался уникальным для российских компаний. Он развивался в несколько этапов: сначала бизнес пытался адаптироваться к санкционным ограничениям и наблюдал за разрушением выстроенных процессов, затем разбирался с вопросами, связанными с частичной мобилизацией и релокацией части персонала.

Как изменилась мотивация в 2022 году

Если вспомнить классическое определение мотивации персонала, то это комплекс материальных и нематериальных стимулов, которые использует компания для побуждения сотрудников работать эффективнее. На протяжении многих лет компании разрабатывали различные стимулы — начиная с банальных денежных бонусов до обустройства комфортных офисов со спортзалами и комнатами для сна.

Работники выбирают удаленку

Пандемия внесла свои коррективы в понимание того, какой должна быть мотивация. Оказалось, что для большинства сотрудников куда важнее не офисное пространство, имитирующее домашнюю атмосферу, а возможность самостоятельно распределять свое рабочее время в удаленном режиме. Как показали данные SuperJob, в феврале 2022 года доля компаний, которые практикуют удаленку, превысила половину.

Курс «Построение эффективной системы обучения и развития персонала»
Получите комплекс важных компетенций и инструменты от экспертов-практиков Русской Школы Управления для организации HR-процессов в компании.

Корпоративная депрессия

Еще одним фактором, который сильно повлиял на мотивацию, стала новостная повестка этого года. На протяжении многих месяцев люди вынуждены потреблять преимущественно негативную информацию. Не удивительно, что две трети россиян в марте 2022 года признались, что испытывают стресс и тревогу из-за сложившейся социально-экономической ситуации в стране.

Тревога и депрессия каждого работника проникают в офисы и в результате становятся массовым корпоративным явлением. Руководителям, в свою очередь, приходится как-то с этим справляться.

Четкие коммуникации и эмпатия

Люди ошеломлены количеством информации, которая их окружает. Она поступает из разных источников: соцсетей, электронных писем, через разговоры с коллегами и знакомыми. Находясь под сильным давлением на работе и дома, они ищут надежные данные, которые помогут преодолеть кризис.

То же самое касается и корпоративной информации. На фоне экономических кризисов большое значение обретает правда, которую способен донести работодатель. Поэтому компаниям важно постоянно держать контакт с сотрудниками, объяснять им, как описываемые события отражаются на бизнесе, откуда ждать рисков и что можно сделать для того, чтобы их минимизировать.

Чего сегодня точно не хотят слышать сотрудники, так это пафосных корпоративных речей, приправленных книжными цитатами. Им нужен честный разбор ситуации и понимание, чем они могут помочь своему работодателю и как он готов их поддержать в этом.

Сохранение значимости работы

События последних лет вынуждали многих работодателей принимать жесткие решения: снижать затраты, отказываться от дополнительных стимулов, а в некоторых случаях даже сокращать персонал.

Историю с COVID-19, казавшимся самым суровым испытанием для бизнеса, полностью перекрыла тема беспрецедентного санкционного давления и частичной мобилизации. Многие оказались в ситуации, когда одновременно приходится решать и частные, и корпоративные проблемы: релокация персонала, срыв поставок, невозможность выполнения обязательств из-за экономических ограничений, общее моральное истощение и стрессовая обстановка.

Неудивительно, что оставшиеся сотрудники чувствуют себя перегруженными и лишенными поддержки из-за увеличивающейся нагрузки. У некоторых могут даже возникнуть сомнения в обоснованности своего вклада в общее дело.

Регулярные ознакомительные встречи могут в этом случае стать хорошей традицией для оценки вовлеченности сотрудников. Такие встречи показывают, что вы заботитесь о людях и желаете им лучшего.

Также очень важно умение слушать своих сотрудников. Периодически возникают моменты, когда вы не можете сразу изменить отлаженный алгоритм действий. Потратив время на то, чтобы по-настоящему вникнуть в проблему, можно собрать нестандартные отзывы и идеи, которые помогут вам найти актуальные решения.

Старайтесь делать работу максимально значимой, сложной и интересной. Это может быть как простое перераспределение обязанностей, поиск возможностей для обучения или обмена знаниями и компетенциями, так и конкретные проекты, направленные на развитие компании.

Поиск внутренних ценностей

Мотивация исходит из желания чего-то. В сложные времена может быть трудно полагаться на внешнюю мотивацию, например, на смену должности, бонусы или прибавку к зарплате. Однако внутренняя мотивация никуда не исчезает.

Когда ответ на вопрос «зачем» относительно конкретной работы имеет больше смысла, чем размер зарплаты, можно получать удовольствие от дела.

Важно, чтобы каждый сотрудник был способен искренне ответить на следующие вопросы: «Я пришел на эту работу и в эту компанию не просто так. Какие ценности я здесь увидел? Что из того, что я выполняю на своей должности, отражает эти ценности?».

Смотрите также: «Как мотивировать сотрудников в турбулентное время». Запись прямого эфира с преподавателем РШУ Елизаветой Ефремовой.

Сегодня многие компании для поддержки сотрудников внедряют различные форматы психологической помощи. Данные исследования Atsearch Group и «СберЗдоровье» показали, что в 43% компаний услуги психолога включены в пакеты ДМС или приобретены отдельно. Интерес к психологической помощи продемонстрировал рост в период пандемии, но на фоне военной операции и кризиса тренд усиливается.

Фиксация внимания на маленьких успехах

Даже когда ситуация в компании препятствует развитию долгосрочной карьеры, можно сосредоточиться на менее масштабных, но важных задачах.

О маленьких успехах не принято громко говорить. Но в кризис наступает время именно для них. Главное — увидеть в успехах преимущества. Это сделать не так просто, когда ты слишком сосредоточен на большой задаче, связанной с преодолением кризиса.

Завершение проекта — это победа, но и сложный разговор с клиентом — это тоже маленький успех, который влияет на конечный результат.

Даже скромные по масштабам дела имеют значение, они как бы сигнализируют о том, что прогресс не стоит на месте, и конкретные результаты уже близки. Так работает мотивация.

Сосредоточенность на человеке, а не на проблеме

Люди по-разному переживают кризисные ситуации, поэтому руководителям следует быть готовыми справляться с конфликтами и негативными эмоциями. Им придется проявлять терпение, учиться слушать и корректно отвечать.

Имея намерение помочь другим решить их проблемы, важно избегать желания вмешиваться в процессы и продавливать свое мнение. Попытка решить во время кризиса проблемы за всех — прямой путь к собственному выгоранию. Такой подход еще никому не помогал.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!