По данным Gallup, в сплоченных командах на 59% ниже текучесть кадров и на 21% выше прибыль, которую генерируют сотрудники. А более половины работодателей, которые приняли участие в исследовании Deloitte, считают, что после перехода с авторитарно-иерархической на командную систему взаимодействия, растет производительность коллективов.
Команда — это сильные кадры, объединенные общей целью, каждый из которых находится на своем месте. За создание команды бизнесу приходится платить, причем не всегда деньгами, а скорее временем и усилиями. Но такой вклад окупается: растет личная мотивация сотрудников, улучшаются их навыки и компетенции, коммуникация становится эффективнее, специалисты начинают доверять лидеру. Вот что нужно сделать, чтобы сплотить работников.
Сделайте процесс распределения ролей прозрачным
Задача менеджмента — сделать так, чтобы каждый сотрудник точно знал свою зону ответственности. Это поможет снизить количество бесполезных коммуникаций, когда подчиненные выясняют, кто и что должен сделать, кто будет отвечать за результат.
Когда сотрудники понимают, где заканчиваются их обязанности и начинаются чужие, появляется автономия и четкое понимание своей роли. Иначе они тратят силы и время на конкуренцию за пересекающиеся сферы влияния. Это не способствует развитию командного духа и чувства локтя.
Выберите правильные каналы коммуникации
В команде собираются люди с разным характером и предпочтениями. Не стоит устанавливать одинаковые для всех правила коммуникации, например, «отвечать на сообщение в чате в течение 10 минут». Кто-то эффективно взаимодействует во время созвонов, а кому-то больше подойдет почта, потому что ему важно обдумать ответ. Менеджеры должны знать эти нюансы и учитывать их при организации оперативного взаимодействия в команде.
Узнайте больше о том, как улучшить работу команды, на нашем курсе «Повышение эффективности подразделения». Вы сможете решить распространенные проблемы, с которыми сталкивается менеджер:
- Нет критериев управления подразделением через целевые показатели деятельности или они не работают.
- Внутренние коммуникации неэффективны.
- Персонал не мотивирован или не имеет необходимой квалификации.
- Не проработаны системы оценки персонала и контроля.
Не пытайтесь угадать, просто спросите о предпочтениях сотрудника напрямую. Вместе с ним ищите компромисс: чтобы и работнику было комфортно, и бизнес-процессы не страдали. Это позволит ему почувствовать себя вовлеченным и понятым, продемонстрирует уважение к индивидуальным чертам и потребностям.
Определите общую цель
Сотрудники могут стать командой, только если будут работать над чем-то конкретным. Сплотить команду с помощью чего-то абстрактного, скорее всего, не получится. Убедитесь, что сотрудники знают, куда и как движется компания, и разделяют эту миссию. Сначала сформулируйте цели, и уже затем работайте над созданием команды. Усилия без цели не будут сфокусированными, а сотрудники заменят пустоту личными задачами.
Помогите новичкам и тем, у кого проблемы с коммуникацией
У ваших сотрудников разные коммуникационные возможности. Кто-то недавно пришел в компанию и еще не освоился. А кто-то просто стесняется.
Лидерам следует взять процесс знакомства новичков с коллегами в свои руки, практиковать наставничество. Например, составить список опытных коллег, к которым новый сотрудник может обратиться за помощью — так у каждого новичка сразу появится целая сеть менторов.
Также нужно убедиться, что члены команды хорошо работают вместе и учатся друг у друга. Менеджеры должны прислушаться к тем, кто редко высказывается на общих собраниях — возможно, они молчат из-за особенностей личности. Способность к общению часто ничего не говорит о профессионализме сотрудника. Замечая всех, руководитель активизирует ту часть команды, что обычно остается в тени и мало вовлечена в рабочие совещания.
Проведите тимбилдинги
Цель тимбилдингов — выработать и отточить навыки взаимодействия. Они не всегда нравятся сотрудникам из-за добровольно-принудительного характера, поэтому такие мероприятия стоит использовать не как отдельный инструмент, а как часть комплекса мер по сплочению команды, и тщательно прорабатывать их сценарии. В этом случае тимбилдинги помогут укрепить доверие, сгладить конфликты, стимулировать общение и расширить потенциал для сотрудничества в команде.
Есть мнение, что корпоративные мероприятия по сплочению команды подходят только крупным и богатым компаниям — якобы тимбилдинг обходится в круглую сумму, и у малого бизнеса нет таких бюджетов. Отчасти это так, деньги играют важную роль при выборе HR-стратегии. Но если у бизнеса нет денег на дорогой ресторан, это не значит, что стоит отказываться от самого желания создать сплоченную команду. Существует множество простых и недорогих идей, которые подойдут для этой цели. Для тимбилдинга можно выбрать близлежащий парк или даже офис компании, в котором нужно лишь организовать подходящую атмосферу.
Планируя любое корпоративное мероприятие, учитывайте свои возможности и ограничения. Не нужно тратить все деньги на одно событие. Сплочение команды — это постепенные вложения, рутина.
Не навязывайте корпоративную атмосферу на мероприятиях вне офиса
Если вы планируете корпоративный отдых, например, совместный поход на концерт или в театр, не напоминайте сотрудникам о его корпоративной основе. Целью таких мероприятий является неформальное общение, возможность узнать коллег с другой стороны и получить общие впечатления. Самые успешные и запоминающиеся командные мероприятия — те, что непохожи на день в офисе. Совместное времяпрепровождение и свободный обмен опытом позволяют людям органично и эффективно сближаться друг с другом.
Запомнить
-
Сплоченная команда — это коллектив сильных профессионалов, которые стремятся к общей цели. В ней каждый игрок находится на своем месте.
-
В таких командах снижается текучесть кадров и повышается производительность труда.
-
За создание сплоченного коллектива работодателям приходится платить, причем не всегда деньгами, а скорее временем и усилиями. Но такой вклад всегда окупается, благодаря повышению производительности.
-
Чтобы создать команду, руководителю следует помнить о шести правилах: сделать процесс распределения ролей прозрачным; выбирать правильные каналы для общения; создать общую цель; помогать новичкам и сотрудникам, у которых проблемы с общением; проводить тимбилдинги, даже если на них нет бюджетов; не навязывать корпоративную атмосферу на мероприятиях вне офиса.