Как открыть интернет-магазин

Восемь практических советов по запуску торговли в сети. Решаем, что и как будем продавать, выбираем формат работы, регистрируем бизнес и создаем онлайн-площадку.
282

Пандемия, негативно повлияв на экономику в целом, подстегнула интернет-торговлю. В 2020 году рост отрасли составил 44%, а в 2021 году — порядка 40%. Более половины выручки приходится на десять крупнейших игроков, но весь объем онлайн-торговли в РФ в 2021 году оценивался в 4 трлн рублей, поэтому денег в отрасли было много даже с учетом маркетплейсов.

Что будет с e-commerce в новой реальности пока не ясно, но формат интернет-покупок для многих стал привычным, и нет повода считать, что люди откажутся от него и вернутся в офлайн. Начать торговлю в сети можно на своей площадке. Как это сделать, читайте в статье — мы подготовили инструкцию по открытию интернет-магазина в 2022 году.

Решите, что будете продавать

Прежде чем начинать любой бизнес, стоит исследовать спрос и изучить конкурентов. В онлайн-продажах это можно сделать при помощи поисковиков.

Изучить спрос поможет сервис Яндекс.Вордстат — он подсказывает, сколько раз пользователи Яндекса искали конкретные ключевые слова в поисковике. Если спрос небольшой, возможно, востребованность у товара будет низкой. Понятие «маленький» — абстрактное и зависит от конкретной ниши. Например, для условного бизнеса по продаже автозапчастей 100—200 запросов в месяц на конкретный товар будет достаточным. Если же пытаться торговать модными товарами, которые пользуются спросом, то даже тысяча запросов в месяц кажется небольшим количеством.

Лучше не пытаться прогнозировать продажи с помощью изучения запросов в Вордстате. Велик риск ошибки — может быть, запросов делают очень много, но они некоммерческие. Например, сотни тысяч пользователей могут искать название модного товара. Но это не значит, что они хотят его купить. Поэтому при изучении спроса лучше конкретизировать запрос, добавляя к нему ключевое слово, позволяющее определить интерес к покупке, например, «цена» или «купить».

Изучить конкурентов можно с помощью поиска в разных сервисах. Обычно люди делают покупки в интернет-магазинах, маркетплейсах и в соцсетях.

  • Попробуйте поискать товар в поисковиках Яндекс и Google, посмотрите, какие сайты оказываются в рекламной выдаче — они появляются на первых позициях с пометкой «реклама» и «AD».

  • Другой источник — сайты без рекламных меток в выдаче поисковиков. Если это обычные интернет-магазины, то шансы «подвинуть» их в выдаче есть. Если это агрегаторы объявлений и маркетплейсы, то, скорее всего, новый интернет-магазин не сможет с ними конкурировать, придется искать другие способы привлечения покупателей.

  • Поищите товар в соцсетях. Оцените количество подписчиков и активность под постами — если люди активны, значит, магазин работает. Если подписчиков много, но они ставят мало лайков и не обсуждают посты, возможно, магазин привлек подписчиков-ботов.

  • Сделайте запросы в популярных маркетплейсах, уточните, сколько магазинов продает один и тот же товар.

Выбирая нишу для торговли, важно найти золотую середину — чтобы товар был востребован, но при этом им торговало не очень много конкурентов. Тогда есть вероятность, что борьба за покупателя будет экономически оправдана.

Зарегистрируйтесь как предприниматель

Торговля с помощью интернет-магазина — это бизнес, регулярное получение прибыли от предпринимательской деятельности. Значит, нужно делать все по закону.

Видеокурс «Дистанционная торговля: правовые инструкции»

Дистанционная торговля отличается от розничной купли-продажи. Что делать, если потребитель забирает товар в магазине?

  • Будет ли это дистанционная продажа? 
  • Какие права потребителя можно нарушить при дистанционной торговле? 
  • Какими нормами и правилами регулируется дистанционная продажа? 
  • Какие требования закон предъявляет к договору дистанционной продажи, как его заключить, когда такой договор считается исполненным?
Ответы на эти и другие вопросы вы найдете на нашем курсе.

Зарегистрируйте статус для бизнеса — юридическое лицо или ИП. Подать заявление можно на сайте Налоговой. Если собираетесь продавать товары только своего производства, то, возможно, имеете право оформить статус самозанятого, или плательщика налога на профессиональный доход — для этого нужно скачать приложение «Мой налог». Штраф за незаконное предпринимательство — от 500 до 2 000 рублей.

Для ИП или ООО важно выбрать выгодную систему налогообложения:

  • По умолчанию бизнес ведется по ОСНО — это дорого, придется платить НДФЛ и НДС, еще нужен бухгалтер для отчетности.

  • Лучше написать уведомление о переходе на УСН. Есть два варианта — платить 6% от всего оборота или 15% от разницы между доходами и расходами.

Важно сделать прогноз доходов интернет-магазина и хотя бы примерно рассчитать, какая система налогообложения будет выгоднее.

Найдите поставщиков

Если интернет-магазин планирует продавать не только результат собственного производства, нужно найти поставщиков. Обычно их ищут с помощью Яндекса и Google, просматривают объявления на Авито и других досках объявлений. Еще можно найти интересующий товар и на этикетке узнать контактные данные производителя.

Выбирая поставщика, важно учесть несколько факторов:

  • Местоположение — хорошо, когда поставщик рядом и может быстро доставить нужную продукцию.

  • Ответственность — не стоит сразу заказывать большую партию, лучше взять немного и посмотреть, сдержит ли поставщик обещания. Можно поискать отзывы о нем в различных «черных списках» в интернете.

  • Условия оплаты — в зависимости от востребованности и оборота бизнеса, поставщики выставляют разные условия. Например, крупные игроки могут требовать от магазина предоплату за товар. Другие готовы поставлять товары с отсрочкой платежа. С некоторыми можно договориться на продажу «под реализацию» — забираете товар и расплачиваетесь, только когда его купят.

  • Хранение товара и доставка. Бывает, что товар хранится на складе интернет-магазина, доставляют его тоже курьеры магазина. И есть другая схема — магазин только продает, передавая информацию поставщику, который уже сам отвозит товар со своего склада.

Работа с поставщиками — это постоянные переговоры и контроль за выполнением обязательств. Если магазин успешно продал несколько партий товара и вовремя расплатился, это повод попросить улучшить условия работы — например, можно договориться о скидке, расширении ассортимента.

Создайте магазин

Интернет-магазин сейчас — это любая площадка для онлайн-торговли.

  • Можно сделать обычный сайт — нанять разработчиков или самому разобраться в готовых платформах. Например, сейчас популярны WordPress, OpenCart или Joomla. Сначала придется заплатить за разработку, затем за поддержку, хостинг и домен. В условиях санкций безопаснее работать с российскими сервисами.

  • Создать магазин в облачном сервисе — регистрируетесь в сервисе, выбираете готовый дизайн-шаблон, ждете несколько минут и магазин готов. Дальше нужно загрузить товары в панель администратора, выбрать условия оплаты и доставки, и запустить торговлю. Знания разработки не нужны, все интуитивно понятно и есть наглядные инструкции. Платить придется каждый месяц, обычно получается дороже, чем просто оплата хостинга и домена для простого сайта. Но запустить такой магазин проще.

  • Сделать магазин в социальных сетях, например, во ВКонтакте. Можно зарегистрировать страницу, подключить модули витрины, корзины, загрузки товара, выбрать варианты оплаты.

  • Начать торговать на маркетплейсах. Это тоже условный интернет-магазин, но придется конкурировать с аналогичным бизнесом на той же площадке, плюс платить комиссию за каждый заказ. И подчиняться правилам маркетплейса, например, устанавливать в нужный момент скидки и устраивать акции.

Выбирать собственную разработку стоит, если у вас есть технические навыки для самостоятельной реализации или уверенность, что вложения в создание магазина быстро окупятся. В других случаях проще протестировать идею с помощью готовых сервисов или социальных сетей. А на вырученные деньги уже разрабатывать свой сайт.

Разберитесь с приемом платежей

Чтобы принимать платежи, ИП или ООО нужен расчетный счет. Принимать деньги на личные карты разрешено самозанятым.

Клиенты могут платить наличными, обычно при передаче товаров. Или банковскими картами, для этого нужно подключить эквайринг. Это банковская услуга, которую проще всего оформить там же, где у ИП или ООО открыт расчетный счет.

Еще существуют специальные сервисы, платежные агрегаторы, которые могут принимать платежи разными способами. Достаточно встроить на сайт модуль этого агрегатора, и клиенты получат возможность платить как угодно — картой, электронными деньгами, системами мобильной оплаты. Например, использовать Robokassa или Юмани.

Для продажи товаров физическим лицам нужна онлайн-касса — это устройство, которое выбивает чеки и передает информацию о сделках в налоговую. Кассу можно купить или арендовать. Для интернет-магазина больше подходят облачные сервисы, в которых за кассу нужно платить ежемесячно, но зато все автоматизировано. Еще придется заключить договор с оператором фискальных данных и зарегистрировать кассу в налоговой, заявление можно подать через личный кабинет.

Решите, как будете доставлять товар

Доставку обычно организуют или собственными силами, или обращаются к посредникам.

Самостоятельная доставка удобна, когда объем заказов большой и магазин работает в конкретном городе. Тогда можно договориться с курьером о доставке на его автомобиле и платить за каждый заказ. Когда объемы торговли увеличатся, можно создать свой парк автомобилей и нанимать курьеров уже в штат.

Работа с посредниками хороша, если спрос на товары «плавающий», например, перед праздниками заказов много, а затем затишье. Обычно курьерские службы предлагают готовые модули, которые нужно встроить в сайт. Вы заключаете договор, устанавливаете модуль, а клиенты смогут рассчитывать стоимость доставки через службу во время оформления заказа. Когда сделка совершена, вы передаете товар в службу, которая отвозит его клиенту.

Подключить к сайту можно сразу несколько курьерских служб, например, такие модули есть у СДЭК, Почты России или Boxberry.

Решите, как будете продвигать магазин

В первую очередь нужно понять, кто будет покупать товары, то есть обозначить портрет целевой аудитории. Есть два подхода к изучению ЦА:

  • Составить соцдем-портрет, то есть описать возраст, социальное положение, доход потенциального покупателя.

  • Идти от потребности — выяснить, у кого возникает необходимость купить конкретный товар. Например, конкретную автозапчасть будут покупать люди, у которых сломалась в машине аналогичная. И неважно, сколько им лет и женаты ли они.

Читать подробнее: Что такое Jobs To Be Done

Для продвижения интернет-магазина обычно используют сразу несколько источников, но все зависит от целевой аудитории и товара. Нужно выдвигать гипотезы, стараться тестировать их с небольшим бюджетом, а уже затем делать выводы и вкладывать маркетинговые средства в проверенные каналы привлечения. Вот что можно попробовать:

  • Контекстная реклама в поисковиках. Работает по аукционной системе — чем больше рекламодателей хочет показать объявление, тем дороже выйдет размещение.

  • Поисковое продвижение, SEO — оптимизация сайта для повышения его позиции в выдаче поисковиков.

  • Продвижение в социальных сетях с помощью таргетинга.

  • Размещение рекламы, обычной и нативной, в СМИ и у блогеров.

  • Реклама на форумах и других площадках с обсуждением товаров.

Позаботьтесь о договоре с покупателем

Когда совершается сделка в интернет-магазине, клиент передает, а продавец получает персональные данные — например, ФИО клиента, адрес, номер телефона. По закону такие данные нельзя просто собирать и обрабатывать. Нужно сначала получить на это согласие от клиента.

Поэтому интернет-магазины размещают на сайте «Политику конфиденциальности». В ней нужно явно указать, какую информацию собирает и обрабатывает интернет-магазин, зачем он это делает — например, для исполнения договора купли-продажи при дистанционной торговле. И указать, что магазин передает или не передает данные третьим лицам. Важно предусмотреть удаление персональных данных из баз магазина при первом требовании покупателя.

Интернет-магазину нужно опубликовать оферту — это договор с покупателем. Размещают договор в открытом доступе. В оферте указывают, как клиент заказывает товар, как оплачивает, как получает. Явно прописывают акцепт — то есть действие клиента, после которого договор считается заключенным. Обычно это оплата товара и передача ему чека. В оферте важно указать контакты магазина — кто продавец, адрес, почта, телефон. Клиент должен понимать, куда может обратиться с претензией.
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? , мы поможем!
Заявка на бесплатную консультацию
Хотите быть в курсе самых выгодных предложений и получать полезные материалы - *

*1 раз в неделю только самое важное и интересное из области бизнес-образования!

Заполните форму регистрации