Формирование финансовой модели бизнеса

Формирование финансовой модели бизнеса

Как понять, откуда приходят и куда уходят деньги компании
1720

Финансовая модель бизнеса помогает разобраться, какие источники приносят больше всего реальной прибыли, а какие, на первый взгляд, работают в плюс, но на самом деле неэффективны. С помощью такой модели предприниматель может решить, развивать ли выбранное направление или поискать что-то новое.

Что такое финансовая модель

Финансовая модель — это инструмент, с помощью которого можно изучить показатели доходов, расходов, прибыли и убытков, а также взаимосвязи между ними. Обычно финмодель делают в виде таблицы, например, в Excel — тогда можно изменять какой-то показатель и в реальном времени наблюдать, как меняются другие.

Например, мы можем добавить в таблицу список всех источников прибыли компании, записать стоимость продуктов, рассчитать их себестоимость. А затем менять цену разных видов сырья и наблюдать, как изменится итоговая прибыль.

Допустим, с помощью таблицы мы выяснили, что на производство кухонных гарнитуров стоимость древесины практически не влияет, даже если изменить ее на 5—10%. Зато, если хотя бы на 10% уменьшить цену при закупке фурнитуры, прибыль компании может вырасти на 3—5%. Это весомый показатель, значит, следует приложить усилия к поиску новых поставщиков или переговорам с действующими.

Пройдите комплексную программу MBA Эксперт: Финансы, которая вобрала в себя современные инструменты финансового и управленческого менеджмента,
риск-менеджмента с применением теории корпоративных финансов,
ценностно-ориентированного и мотивационного менеджмента.

Вместе с преподавателями-практиками вы сформируете профессиональное финансовое и управленческое мышление, сможете конвертировать финансовые планы в ликвидный капитал и узнаете больше о кризисных факторах, которые влияют на состояние компании.

Главная цель финансовой модели — выяснить, какие показатели и на что влияют. Необязательно сразу пытаться увеличить доход с помощью финмодели — вместо этого можно, например, снизить управленческую нагрузку. Для этого нужно выяснить, кто из клиентов приносит больше денег с наименьшими затратами. Затем сосредоточиться на поиске и развитии отношений с подобными клиентами. А позже отказаться от покупателей, которые приносят меньше денег, но требуют больше внимания.

В итоге общая выручка будет такой же, как и до внедрения финмодели, но прибыль вырастет, штат сотрудников сократится, а менеджмент сможет уделять меньше внимания второстепенным управленческим вопросам.

Зачем нужна финансовая модель

Построение финансовой модели нужно для нескольких задач:

  • Чтобы понять, что будет с бизнесом дальше, сколько он заработает при разных сценариях развития.

  • Определить риски — выяснить, изменения каких показателей окажут критическое влияние на финансовую модель. Условно говоря, на сколько процентов может подорожать каждый из параметров, чтобы это не привело к краху компании.

  • Выяснить доходность проекта или направления — разработать финансовую модель можно не только для бизнеса целиком, но и для конкретного проекта. Так оценивают доходность чего-то нового, решают, стоит ли вкладывать капитал в определенное направление.

  • Определить доходность компании — метрику можно взять за основу для построения KPI топ-менеджеров.

  • Определить инвестиционные и кредитные возможности бизнеса — сколько денег компания может взять из оборота и вложить куда-то без ущерба для экономики предприятия, сколько можно занять в банках или других источниках.

Главная задача разработки финансовой модели — создать прозрачную и понятную систему взаимозависимых показателей, в которую можно вносить изменения, прогнозировать будущие метрики с минимальными рисками и на основе данных принимать взвешенные решения.

Как составить финансовую модель: универсальная инструкция

В финансовую модель нужно добавить все показатели, которые каким-то образом влияют на экономику компании. Обычно финансовую модель составляют на год вперед, разделяя ее на отрезки по месяцам или другим удобным периодам, например, по две недели.

Составьте список постоянных расходов. Это расходы, которые прямо не зависят от количества производимой продукции или оказанных услуг. Как правило, к постоянным расходам относят фиксированную часть оплаты труда персонала, затраты на аренду помещений, налог на имущество.

Постоянные расходы — это расходы, которые вынужден нести бизнес, даже если он вообще ничего не сделает в этом месяце.

Сделайте список переменных расходов. Это статьи расходов, которые меняются в зависимости от количества продукции. Например, премия менеджеру по продажам, которая зависит от его эффективности.

К переменным расходам относят затраты на сырье, коммунальные платежи, доставку, гонорары подрядчикам, рекламный бюджет (если он не постоянный).

Запланируйте выручку. Нужно понять, сколько денег будет генерировать бизнес. Если компания уже работает, можно взять данные за прошлые годы, а затем на основе прогноза рынка планировать выручку на следующий.

В этом же сегменте модели обычно просчитывают и прогнозируют другие показатели, связанные с выручкой — средний чек, количество покупателей, ожидаемое повышение цен.

Подсчитайте амортизацию. Это начальная стоимость любого оборудования или имущества, разделенная на срок использования в годах. Например, вы планируете открыть школу программирования — значит, нужно закупить компьютеры. Срок их службы, заявленный производителем, составляет пять лет. Значит, стоимость оборудования нужно разделить на 60 месяцев — эту сумма, которую следует закладывать в расходную часть модели в графу амортизации.

Рассчитайте чистую прибыль. Чтобы понять, насколько жизнеспособен бизнес или проект, нужно выяснить, какое количество денег останется в нем по итогам нужного периода. Для этого следует от выручки отнять постоянные и переменные расходы, амортизацию, кредиты и налоги.

Это упрощенный пример построения финансовой модели. Чтобы повысить качество прогнозирования, в модели подсчитывают дополнительные показатели, например, EBITDA, то есть прибыль бизнеса до вычета налогов, кредитов и амортизации. С помощью этой метрики можно выяснить, способна ли организация вообще генерировать прибыль и получится ли взять кредит.

Пригодится также отчет о движении денежных средств — схема, в которой учитывается финансовое состояние бизнеса в конкретный момент, с учетом дебиторской и кредиторской задолженности. Это важно для бизнеса, который получает оплату не сразу.

Например, студия разработки сайтов берет несколько заказов с оплатой в конце года. Если посмотреть на конец года, то все хорошо — расходы на зарплату и аренду офиса будут меньше, чем итоговая плата за сайты. Но отчет о деньгах покажет, что бизнесу уже в середине года будет нечем платить зарплату сотрудникам — хотя дебиторская задолженность и большая, но реальных денег в кассе нет. Тогда или придется брать кредит, или договариваться с контрагентами об оплате авансом.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!