Если вы хотите добиться успеха на рабочем месте, то прежде всего нужно разобраться в собственной эффективности и обрести уверенность. Объективный взгляд на свои сильные и слабые стороны будет иметь решающее значение. Для этого нужно постараться получить более четкое представление о том, что на самом деле думают о вас коллеги.
Содержание:
— Как изменить негативное отношение коллег
Значение репутации
Восприятие того или иного человека непосредственно связано с его репутацией или, как еще говорят, личным брендом.
Репутация — это то, что люди ожидают от вас, мнение, которое складывается в результате социальной оценки по ряду критериев. Чем больше и чаще человек проявляет одно и то же качество или аналогичные модели поведения, тем сильнее его репутация. Однако в данном случае характеристика «сильная» не обязательно означает положительная. «Сильная» указывает лишь на последовательность действий, в то время как по качеству эти действия могут быть либо положительными, либо отрицательными.
Роль обратной связи
Почти всегда разобраться с собственными знаниями о личном бренде помогает обратная связь. Если вы считаете себя ответственным и отзывчивым человеком, а другие подтверждают это, то считайте, что часть сомнений вы развеяли.
Обратная связь информирует вас о различиях между самовосприятием и внешним восприятием. Она может включать три элемента:
Элемент |
Описание |
Пример |
Слепые зоны |
Восприятие, о котором вы не подозреваете. |
В процессе слушания информации человек закрывает глаза и откидывается на спинку стула. Окружающие могут воспринимать это как отсутствие интереса к проблеме. |
Чрезмерное использование |
Чрезмерное использование своих сильных сторон, в результате чего они превращаются в слабость. |
Вы страдаете от того, что не можете сказать «нет», перегружаете себя обязательствами и в итоге становитесь неэффективными. |
Интерпретация |
Нюансы подачи и восприятия. |
Вы можете думать, что ваша прямолинейность воспринимается как честность, а люди считают, что вы холодный человек. |
Чтобы понять, как коллеги вас воспринимают, обратите внимание на слова, которые они используют, когда знакомят вас с кем-то. Возможно, разные люди обращают внимание на одно и то же.
Получите обратную связь от разных людей, которым вы доверяете: руководителей, линейных сотрудников, контактов в соцсетях. Задайте им прямой вопрос: как бы вы могли описать меня и мою работу? Объясните, что пытаетесь улучшить рабочие отношения, а для этого вам нужна честная оценка своих сильных и слабых сторон.
Влияние самосознания
Мишель П. Кинг, автор книги «Как устроена работа», считает, что для понимания того, как к вам относятся окружающие, нужно развивать самосознание. Но в офисной жизни то, что вы видите, не всегда является тем, что о вас в реальности думают.
По словам Кинга, самосознание — это то, как вы видите себя с учетом ваших мыслей, поведения и чувств, а также влияния, которое вы оказываете. И проблема заключается в том, что часто существует разрыв между тем, как мы видим себя, и тем, как нас видят другие с точки зрения нашего влияния.
Есть три уровня самосознания: переоценка, недооценка и реалистичное понимание своего воздействия. Если вы недооцениваете себя, то старайтесь получать объективную и разнообразную обратную связь из различных источников. Регулярно спрашивайте людей, что вы делаете хорошо, а что могли бы сделать иначе. Если вы склонны переоценивать себя, то действуйте по тому же сценарию.
Как повысить самосознание
Анализируйте ситуации с вопросом «что», а не «почему». Так вы научитесь видеть суть проблемы:
-
Что провоцирует мои конфликты с этим коллегой?
-
Что в моем проекте, который критикует руководитель, не так?
Вторая стратегия — получайте обратную связь прямо сейчас. Допустим, сразу же по окончании презентации задайте своему руководителю или коллеге вопросы: какие плюсы и какие минусы они хотели бы отметить? Какие рекомендации они могут дать?
К обратной связи нужно относиться как к данным. Только так вы сможете преодолеть разрыв в самосознании, начать выстраивать связи и получать больше смысла от работы.
Как изменить негативное отношение коллег
Преподаватель РШУ, эксперт по развитию управленческих и коммуникативных навыков Никита Сергеев считает, что изменить негативное отношение коллег можно, разобравшись в его причинах. Потому что, повлияв на причину, мы можем в корне поменять к себе отношение. Раз и навсегда.
Может быть несколько видов причин. И, соответственно, разные подходы к их решению:
-
Первая: психологическая несовместимость. Это трудный случай, как говорится. Потому что единых рекомендаций тут нет. Постарайтесь чаще выдыхать (во всех смыслах) и говорить себе, что всем нравиться — не получится.
-
Вторая: негативные чувства, например, зависть. Возрастные завидуют молодым. Менее успешные — более успешным. Можно продолжить, это довольно частое явление, к сожалению.
Постарайтесь пообщаться с человеком с глазу на глаз, чтобы в открытую «расставить все точки над i». Объясните свою позицию, но только после того, как выслушаете собеседника.
Вообще, открытый и честный разговор без свидетелей — один из важнейших инструментов по выстраиванию нормальных отношений. Причем приглашение на него — тоже важный момент — хорошо бы сделать нейтральным, как бы «само собой разумеющимся». А не чем-то особенным, чтобы заранее не напугать оппонента и не настроить его на противостояние.
Собирайте вокруг себя своих «сторонников» — тех, кто вам верит, с кем приятно общаться. И кому с вами приятно общаться. Создавайте баланс сил.
Общая рекомендация: внутренняя готовность и принятие любого отношения к себе. В конце концов, как говорится, вы — не стодолларовая купюра, чтобы всем нравиться.