Как создать личный бренд на работе и в профессиональном сообществе

Как создать личный бренд на работе и в профессиональном сообществе

Осознайте уникальность собственного набора знаний, навыков и ценностей, придумайте грамотную упаковку, займитесь продвижением самого себя — и вы станете сотрудником, который будет востребован при любых условиях.
1710

Когда мы слышим слова «личный бренд», нам в голову приходят поп-звезды, модели или инфлюенсеры — люди из социальных сетей, которые рассказывают о фитнесе, здоровом питании, моде, криптовалютах… Они следят за трендами и пользуются авторитетом в среде своих подписчиков.

Зачем нам профессиональный личный бренд

Что такое личный бренд

Как создать личный бренд

Как работать на личный бренд в профессиональном сообществе

Однако в последние годы все больше наемных сотрудников приходят к мысли, что им необходим собственный бренд — или, что более точно описывает ситуацию, им нужно стать брендом. Работая на крупную компанию, в которой есть миссия и сильная айдентика, легко потеряться и смешать свою миссию с миссией организации: мы носим корпоративные цвета, используем в речи корпоративный жаргон, ездим на тимбилдинги, где все заняты одним и тем же… Иными словами, мы теряем свою профессиональную индивидуальность.

Зачем нам профессиональный личный бренд

Стать брендом означает заявить о собственной аутентичности и уникальности своих умений и навыков. Это повышает вашу заметность и значимость (эту задачу выполнил не анонимный сотрудник, а Петр Иванов), усиливает влияние, дает доступ к большему количеству возможностей, способствует профессиональному росту, помогает всегда быть в курсе последних тенденций в своей сфере; это делает сотрудника более гибким, дает возможность быстро адаптироваться к меняющейся ситуации.

Это помогает и компании — через личный бренд (ЛБ) руководство получает полный спектр знаний о сотруднике и в том случае, если компании вдруг (а мир сейчас меняется молниеносно) понадобятся именно эти навыки, она будет знать, к кому обратиться. Кроме того, ЛБ кандидата часто влияет на решение менеджеров по персоналу при найме.

Что такое личный бренд

ЛБ — фактически аналог корпоративного бренда: он говорит о том, кто вы и что из себя представляете, каковы ваши ценности и каким образом вы их выражаете. Как корпоративный бренд помогает выделяться из круга себе подобных и транслировать свои ценности клиентам, так и ЛБ помогает формировать индивидуальность и демонстрировать ценностный потенциал работодателям (и существующим, и потенциальным) и клиентам. Джефф Безос, создатель Amazon, однажды сказал: «Твой бренд — это то, что другие люди говорят о тебе, когда ты не находишься с ними в одной комнате».

Как создать личный бренд

Будьте готовы к тому, что это потребует определенного времени и усилий.

Курс повышения эффективности
Узнайте, как долгое время оставаться конкурентным специалистом на рынке труда, получите лучшие инструменты и ресурсы для самообучения и реализации личных траекторий развития.

Определите, что в вас есть уникального: образование, увлечения, происхождение, культурные интересы, круг общения. Что нового и полезного благодаря этому вы можете привнести в организацию, чего не сможет никто? Помните — именно в вашем отличии от других, уникальности и заключается ваша сила.

Спросите себя:

  • Какие задачи удаются мне лучше всего?

  • Напротив, при работе над какими проектами мне приходится обращаться за посторонней помощью?

  • Что меня мотивирует?

  • Какие мои качества вызывают положительные отклики других людей?

  • Что отнимает у меня энергию?

Определите, какие свои качества и умения вы хотите сделать «фирменными». Ваш личный бренд — это не просто отражение того, что вы представляете из себя сегодня; это ваш план по движению к цели.

Поймите, каковы ваши сильные и слабые стороны применительно к той сфере или карьерной вершине, которую вы собираетесь штурмовать следующей. Осознав свои достоинства и недостатки, вы поймете, над чем еще предстоит работать.

Если вам трудно выбрать из нескольких сфер деятельности, не переживайте: для современного динамичного мира это в порядке вещей. Современный мир таков, что зачастую люди за свою карьеру успевают сменить несколько профессий (а иногда и совмещают). Главное — определите для себя ту сферу, в которой вы будете развиваться в настоящий момент, а дальше жизнь и наработанный опыт вам подскажут.

Определите свои ценности. Какие проблемы — глобальные или локального характера — вас по-настоящему волнуют? Во что вы верите? Например, известны кейсы, когда сотрудники, неравнодушно относящиеся к экологическому кризису и хорошо знакомые с этой тематикой, помогали сделать работу компании более экологичной, уменьшив количество производимого мусора. Даже если вы не интересуетесь экологией и вам сложно определить свои ценности со знаком плюс, попробуйте для начала определить свои антиценности: чем вы никогда не будете заниматься, на какие компании никогда не будете работать, какими методами достижения результата никогда не станете пользоваться. Например, не все готовы работать на производителей сигарет и букмекерские конторы.

Определите, что полезного и важного вы можете привнести в работу компании. Учитывая ваш опыт работы и направление учебы, что полезного вы можете привнести в свою компанию? Например, вы изучали психологию человеческого поведения и можете дать полезные консультации отделу маркетинга. Или вы знаете арабский язык, работали на арабские компании и можете содействовать с выходом на этот рынок в тот момент, когда ваш работодатель на это решается. Или ваше хобби — готовить, вы окончили кулинарную школу и можете помочь компании подобрать хорошего поставщика кейтеринга. Вы инженер и готовы консультировать компанию по планам строительства нового офиса, вы грамотны и умеете хорошо писать официальные письма, вы прекрасно владеете Excel, вы следите за театрально-концертной жизнью и знаете, куда можно отвести топ-менеджмент компании-партнера из другого города/ страны... Подумайте, что хорошего вы можете привнести в свою работу — а также в работу вашей компании в целом — на основе ваших знаний и способностей.

Итак, уникальность, ценность, вклад — совокупность этих факторов и есть ваш личный бренд.

К примеру, Анна с детства увлекалась рисованием и окончила художественную школу, но при поступлении в ВУЗ не стала выбирать путь профессионального художника и получила образование специалиста по маркетингу. После нескольких работ на низших должностях в сфере маркетинга она все же вернулась к творчеству, со временем став художником-акварелистом и начав работать по совместительству на компанию-производителя товаров для художников в качестве амбассадора бренда, проводящего мастер-классы с использованием продукции компании. Она дала знать руководству, что у нее есть диплом специалиста по маркетингу, и выдвигала свои идеи на планерках. Через некоторое время, когда директор по маркетингу компании уволилась, место предложили Анне как человеку, обладающему идеальным набором навыков для этой должности.

Илья работал начальником спонсорского отдела одной культурной институции. Его увлечением с детства была геммология (наука о самоцветах — ювелирных камнях). Со временем, параллельно с работой, он прошел профессиональное обучение. Благодаря его кругозору в данной области, институция, на которую он работал, смогла привлечь в качестве спонсора производителя ювелирных изделий, а сам он со временем стал парт-тайм сотрудничать с ювелирным брендом в качестве геммолога. Его знакомства в среде ВИП-персоналий помогли бренду найти новых клиентов.

Екатерина работала в издательстве и была веганом. Это часто вызывало скептическое отношение сослуживцев, но, когда издательство выпустило детскую книгу про зайца, который варит овощной суп, директор попросил ее помочь с продвижением книги в веганских пабликах и через веган-блогеров. Тираж был быстро распродан, а Екатерина получила премию.

Как работать на личный бренд в профессиональном сообществе

Подготовьте короткую речь-самопрезентацию. В западной бизнес-науке такая речь называется elevator pitch — речь в лифте, по аналогии с ситуацией, когда вы едете с нужным человеком в лифте и у вас есть всего 30—60 секунд, чтобы его заинтересовать. Такая подготовленная и продуманная речь пригодится, если ваш собеседник поинтересуется, кто вы и чем занимаетесь, на официальном или неофициальном мероприятии.

Не забывайте о нетворкинге. Для развития ЛБ необходимо достаточно часто и эффективно расширять круг профессиональных знакомств: поддерживайте контакты с однокурсниками (люди с различных курсов повышения квалификации и кулинарных курсов, на которые вы ходили в качестве хобби, также к ним относятся), посещайте формальные и неформальные мероприятия с участием тех, кто может быть вам полезен, и лидеров мнений в выбранной сфере. В психологии есть понятие «эффект простого нахождения в поле зрения» — мы склонны положительно воспринимать людей, места или вещи, которые мы часто видим. Кроме того, помните — 85% работ находятся через знакомства. Вы можете упомянуть о своей работе и на неформальной вечеринке с незнакомыми людьми — люди охотнее обращаются к тем, кого они хотя бы мимолетно видели лично. Да, конечно, посещая мероприятия офлайн, вы тратите время, но это инвестиции, которые обязательно окупятся.

Будьте активны в соцсетях. Добавляйте в друзья руководство, коллег, знакомых из нужных вам сфер. Помните, что в этом случае соцсети станут отражением вашего профессионального бренда (используйте настройки приватности, если публикуете что-то, не предназначенное для глаз профессионального сообщества). Выберите собственный tone of voice и следуйте ему. Не бойтесь публиковать положительные отзывы о своей работе и благодарности клиентов. Подумайте о том, чтобы вступить в профессиональные сообщества онлайн и стать их активным участником: так потенциальные работодатели и сообщество смогут познакомиться с вашими компетенциями. И, конечно, соцсети — самое простое средство, чтобы оставаться в поле зрения потенциальных работодателей — снова вспомним об «эффекте простого нахождения в поле зрения».

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления 
«От эксперта к руководителю» в удобном формате EPUB.
Автор — Елизавета Ефремова, организационный психолог, преподаватель программы MBA. Данная книга призвана помочь вам развить личную эффективность новобранца-руководителя. Она написана специально для тех, кто осознанно выбирает движение вверх по карьерной лестнице.

Безусловно, для создания ЛБ потребуется время, но прежде всего ЛБ — это намерение. Поставив перед собой такую задачу, вы уже сделаете много для своего профессионального развития — ваш мозг обязательно начнет работать в нужном направлении. Относитесь к себе как генеральному директору собственной компании — и, возможно, вам удастся найти уникальные методы по созданию и продвижению личного бренда. Такие же уникальные, как вы.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!