На мировом рынке решений для автоматизации стратегического и операционного планирования можно выделить две категории: EPM/CPM-платформы и BI-системы. Обе появились в начале 90-х годов как инструменты для управления и анализа данных в крупных компаниях. Каждая из этих категорий обладает своими преимуществами и недостатками, разобраться в которых нам помогли партнеры компании OptiTeam Consulting — ведущего интегратора CPM/BI-платформы Optimacros.
Содержание:
— Сравнение CPM и BI по ключевым пунктам
EPM/CPM-платформы
Системы EPM (Enterprise Performance Management) и CPM (Corporate Performance Management) начали развиваться в начале 90-х годов. Они помогают компаниям решать задачи планирования, прогнозирования, бюджетирования и формирования управленческой отчетности, обеспечивают интегрированное управление финансовыми и операционными данными. Термины EPM и CPM взаимозаменяемы, но чаще применяется аббревиатура CPM, поэтому далее в тексте будем использовать ее.
Первые CPM-системы были разработаны как инструменты для управления корпоративной эффективностью, позволяющие организациям собирать и анализировать данные, планировать бюджеты и прогнозировать финансовые результаты. К началу 2000-х годов эти системы начали включать новые технологии, такие как машинное обучение, аналитика больших данных и другие. И это значительно расширило их функциональные возможности.
Основные цели CPM:
-
Формировать скоординированный между подразделениями план, включающий стратегический, оперативный, бюджетный, прогнозный и другие планы.
-
Регулярно отслеживать выполнение плана на уровне финансовых и нефинансовых показателей.
-
Корректировать действия с учетом фактических результатов, анализируя план/факт, моделируя сценарии развития событий и их потенциальные последствия в операционном и финансовом контексте.
-
Актуализировать стратегию с учетом предыдущих шагов, координируя усилия как между отдельными планами, так и между подразделениями.
BI-системы
Первые системы бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI) появились в конце 80-х годов. Они предназначаются для сбора, анализа и визуализации информации. Как и CPM, помогают организациям принимать стратегические решения на основе аналитики и повышать эффективность работы.
Современные BI-системы анализируют исторические и текущие данные и представляют результаты в интуитивно понятных визуальных форматах. Они интегрируются с различными источниками, включая базы данных, облачные платформы и другое корпоративное ПО. BI-системы поддерживают интерактивные дашборды и гибкие инструменты отчетности, что позволяет сотрудникам быстро отслеживать изменения и находить новые возможности для роста. Эти системы также способствуют лучшему пониманию бизнес-процессов, помогая выявлять скрытые тренды и оптимизировать операционные процессы. К слову, о рынке автоматизации в России:
«Рынок автоматизации планирования в России активно развивается уже на протяжении десятилетия. В последние годы одной из его ключевых особенностей стало усиление вектора на импортозамещение, — комментирует Дамир Абилов, партнер консалтинговой практики OptiTeamConsulting. — Российские компании давно осознали важность качественного бюджетирования и прогнозирования для сохранения конкурентных преимуществ. Мы видим, как отечественные вендоры успешно развивают свои решения, и многие из них уже практически полностью заменяют западные аналоги. Снижение зависимости от внешних поставщиков дает свои преимущества, и на это стоит смотреть позитивно».Сравнение CPM и BI по ключевым пунктам
Целевое назначение. Как уже было сказано, CPM предназначены для стратегического и операционного планирования и прогнозирования. Они содержат интерфейсы для ввода ключевых финансовых и нефинансовых предпосылок планирования, загрузки фактических и операционных данных из учетных и транзакционных систем, имеют широкие возможности по построению формул и алгоритмов расчета ожидаемых результатов, специализированные функции, такие как консолидация управленческой отчетности и автоматизация процессов закрытия финансового периода. Их основная цель — связывать стратегические планы с фактическими результатами, обеспечивая непрерывный цикл управления. CPM также предлагают расширенные возможности для моделирования сценариев, управления рисками, контроля внутрикорпоративной активности и расчета прибыльности.
Целевое назначение BI — предоставить бизнесу инструменты для сбора, анализа и визуализации данных. Системы этого класса помогают компаниям анализировать деятельность, принимать решения на основе накопленных в других системах данных, отслеживать ключевые показатели эффективности и своевременно реагировать на изменения. BI также автоматизирует процесс создания отчетов и дашбордов, облегчая и ускоряя доступ к информации, помогая выявлять ключевые тренды и аномалии.
Процессное управление. CPM-системы автоматизируют ключевые финансовые и операционные процессы: закрытие финансового периода, консолидацию данных, подготовка отчетности, что помогает сократить время на выполнение этих задач и уменьшить количество ошибок. Они поддерживают создание и утверждение бюджетов и планов, включая механизмы для сбора данных и их согласования. Кроме того, эти системы обеспечивают соответствие нормативным требованиям и стандартам.
BI не предоставляет таких встроенных возможностей, но может интегрироваться с внешними системами управления рабочими процессами. Они стандартно фокусируются на визуализации данных, которые, в свою очередь, могут быть использованы для принятия управленческих решений.
Курсы бизнес-аналитиков
Интеграция с базами данных. CPM поддерживают интеграцию с основными базами данных, особенно с финансовыми и ERP-системами, но у многих мировых платформ существует ограничение по типам стандартных коннекторов. Это может затруднить соединение с некоторыми системами или источниками данных, не поддерживаемыми этими платформами. При отсутствии стандартного соединения вендор может добавить недостающий коннектор.
BI имеют широкий спектр коннекторов для интеграции с различными базами данных. Это обусловлено их основной функцией — сбором факта для дальнейшего анализа. Они способны подключаться к различным источникам, включая SQL-серверы, корпоративные хранилища данных (КХД), облачные архивы, NoSQL базы данных, файлы CSV, Excel.
Планирование и прогнозирование. CPM разработаны для детализированного финансового и операционного планирования, включая сценарное моделирование и продвинутое прогнозирование. Эти системы поддерживают интеграцию данных из различных подразделений, что позволяет создавать точные и согласованные планы и прогнозы.
BI ориентированы на анализ данных и визуализацию, предоставляют ограниченные инструменты для прогнозирования. Они не обладают столь же развитыми возможностями для финансового и операционного планирования, как CPM-системы, что ограничивает их продвинутое применение в этих областях.
Производительность и масштабируемость. Классические CPM оптимизированы для работы с финансовыми данными и имеют высокую производительность при выполнении сложных расчетов и процессов. Они разработаны для поддержки крупных организаций: обрабатывать большие объемы данных и объединять информацию из различных подразделений. CPM-платформы эффективно используют свои вычислительные ресурсы, что позволяет решать задачи с высокой точностью и скоростью.
BI ориентированы на обработку больших объемов данных из различных источников и предоставление аналитики в реальном времени. Они предлагают гибкость и адаптивность, позволяя организациям быстро масштабировать инфраструктуру данных и оперативно анализировать информацию.
Возможности визуализации. Визуализация данных, наряду с аналитикой, является ключевой функцией BI. Эти системы предлагают большой набор графических элементов, таких как таблицы, схемы и диаграммы, которые разрабатываются UI/UX-дизайнерами для обеспечения интуитивно понятного интерфейса и гибкой настройки. User friendly-подход значительно повышает удовлетворенность пользователей от взаимодействия с программой, что особенно важно на начальных этапах внедрения, когда возможны сопротивления со стороны сотрудников отдельных служб.
Системы управления корпоративной эффективностью также активно используют средства визуализации, однако они все еще уступают BI по возможностям и разнообразию графики. Учитывая текущие темпы развития CPM и усилия вендоров в этом направлении, можно предположить, что в ближайшие годы они начнут предлагать более продвинутые инструменты для визуализации данных.
Контроль изменений в системе. Современные CPM-платформы обладают развитым возможностями для ведения контрольного журнала изменений, что особенно важно для финансовых процессов и отчетности. Они тщательно фиксируют все корректировки, внесенные в модели, обеспечивая аудит и безопасность данных. Возможность отслеживать, кто, когда и какие изменения внес, дает прозрачность и контроль за процессами, предотвращая ошибки и помогая в управлении рисками.
Автор — бизнес-консультант, психолог Елена Игнатьева. Эта книга поможет вам больше узнать о стрессе многозадачной работы, понять его механизмы, освоить приемы и техники профилактики стресса, научиться управлять стрессовыми состояниями и минимизировать их негативные последствия.
У BI этот инструмент не развит, поскольку системы этого класса не предназначены для преобразования данных. Они фиксируют изменения только в отчетах, дашбордах и источниках информации.
Система согласования. В CPM реализована система согласования (Workflow), с помощью которой можно координировать работу различных отделов и сотрудников. Она используется для управления такими процессами, как утверждение бюджетов, обработка заявок, контроль качества продукции и другими. Workflow обеспечивает взаимодействие сотрудников и подразделений, оптимизирует процессы и сокращает время на выполнение рутинных задач. Система согласования может быть как стандартной, так и гибко настраиваемой, учитывающей особенности и методологии конкретной организации.
BI-системы, несмотря на то что они предназначаются для задач, над которыми могут работать разные департаменты и ответственные, не обладают встроенными инструментами для управления процессами согласования. Чтобы данные в отчетах соответствовали друг другу, должно быть настроено согласование в источниках, откуда эти данные собираются.
Несмотря на некоторые пересечения функций CPM и BI, это цифровые инструменты для решения разных задач. Оба класса систем обладают своими уникальными функциональными возможностями и могут успешно дополнять друг друга.
CPM-системы дают возможности для автоматизации бюджетирования и финансового планирования, повышения точности отчетов через консолидацию данных, улучшения процессов прогнозирования и моделирования различных сценариев. Внедрение актуально для компаний, работающих в условиях высокой рыночной динамики, например, в FMCG-секторе, где необходимо регулярно корректировать стратегии и планы в зависимости от быстро меняющихся условий. Организациям с высокой финансовой сложностью и разветвленной структурой, таким как банки, промышленным и строительным холдингам,CPM помогают объединять данные разных подразделений, контролировать финансовую отчетность, сокращать количество ошибок.
BI-системы позволяют быстро получать доступ к накопленным в других системах данным и предлагают расширенные возможности для визуализации отчетов, оперативного анализа большого объема информации, оценки эффективности организации. Основные пользователи — компании, которым важно быстро собирать и анализировать данные для улучшения управления бизнесом.
«Хотя СРМ и BI создавались как самостоятельные инструменты для решения своих специфических задач, сегодня вендоры активно расширяют функционал своих продуктов, в том числе перенимая функции ИТ-систем смежных классов: системы бизнес-аналитики совершенствуют свои возможности в части задач планирования, а системы для планирования — возможности визуализации. Нельзя исключать, что в перспективе они объединятся в единый рынок CPM/BI. Это позволит бизнесу получать максимальную выгоду как от стратегического планирования, так и от оперативного анализа, что в итоге будет помогать компаниям более эффективно адаптироваться к быстро меняющейся деловой среде», — комментирует Игорь Фесенко, операционный директор, партнер OptiTeamConsulting.