8 (800) 100-02-03
8 (800) 100-02-03
Как бороться с эмоциональным выгоранием сотрудников

Как бороться с эмоциональным выгоранием сотрудников

Что такое эмоциональное выгорание, как оно развивается и как помочь сотрудникам, столкнувшимся с этой проблемой?
10268

Эмоциональное выгорание — серьезное психическое заболевание. Это состояние заканчивается глубокой депрессией, специалисты отмечают, что заболевание характерно для современного человека. Наша жизнь находится на виду у социума, и мы вынуждены прилагать усилия, чтобы она не казалась окружающим скучной или отличной от жизни тех, у кого тысячи подписчиков в Instagram.

В чем проявляется эмоциональное выгорание в рамках трудового процесса, и как на него может повлиять руководитель? 

Стадии эмоционального выгорания

Развитие синдрома эмоционального выгорания проходит в три этапа:

  1. Начальная стадия. 

  2. Реальная проблема.

  3. Внутренний анализ.

Начальная стадия

Симптомы. Часто эта стадия «нравится» работодателю, поэтому любой здравомыслящий, коммерчески настроенный специалист не будет «лечить» своего подчиненного. На этапе появления эмоционального выгорания сотрудник активно отдает всего себя на реализацию проекта. Неважно, будь то статья, крупная продажа, подготовка к выставке или просто рутинная работа, которую он старается сделать максимально хорошо. 

Кому от этого плохо? Безусловно, сотруднику: чтобы достичь результатов, которые будут его удовлетворять, он начинает требовать от себя слишком многого. Приходит моральное и физическое истощение. Руководитель или наставник пока этого не замечает, потому что сотрудник боится проявить слабость. Прежде всего перед собой. А дома перед сном говорит себе: «Хватит ныть, сопляк! Выспимся на том свете!». Вероятно, в этой фразе вы увидели себя. Именно с этого начинается эмоциональное выгорание.

Причины. В процессных компаниях, продукты которых не уникальны и не требуют ежедневных мозговых штурмов, креатива и инноваций, зарождается нездоровая конкуренция. Ее создают сами сотрудники от скуки. Это первая причина.

Вторая — «искусственно присуждаемая значимость». Это хроническое заболевание многих компаний вне зависимости от размера и бизнес-модели. Суть явления в том, что значимость сотрудника (для него самого) зависит от мнимых нематериальных поощрений со стороны своего непосредственного начальника, либо от топ-менеджеров. Например, лучший продавец месяца будет ужинать за столом со всем советом директоров. Ценности в этом вовсе нет никакой, но шаблонность нашего мышления не позволяет проанализировать ситуацию с точки зрения полезности для организма. И ответственные сотрудники начинают сдирать с себя по три шкуры для достижения результата.

Читайте также: Как создать команду мечтыЛечение. Если вы как руководитель не хотите развивать болезнь в рядах своей организационной структуры, примите меры:
  • Во-первых, исключите скуку. Исчезнет ненужная конкуренция, в коллективе наладятся каналы взаимодействия. Скуку убрать легко — современные технологии управления позволяют подобрать инструменты для любого характера. Наиболее эффективна геймификация: игровые элементы в процессе работы, в совещаниях, подведении итогов. Это хороший способ не только развеять скуку, но и поднять уровень лояльности к компании. 
  • Во-вторых, обратите внимание на то, как вы отправляете сотрудников в отпуск. Начальная стадия также может появляться у тех, кто в отпуске отвечает на письма и телефонные звонки. Введите в своей компании правило: кто уходит в отпуск, того ни для кого нет на две недели. И отключите доступ к корпоративной почте, дайте человеку отдохнуть. На этом этапе эмоциональное выгорание еще можно остановить.

Реальная проблема

Симптомы. В начале выгорания сотрудник тратит много сил и энергии, поэтому рано или поздно у него просыпается инстинкт самосохранения — он начинает эти силы экономить. Работу он не бросит, но сэкономит на социуме, замкнется, уйдет в себя. Начальнику на этом этапе кажется, что его подчиненный мудр и всезнающ просто у него какие-то проблемы личного характера. Отчасти это правда. Из-за замкнутости и нежелания общаться с людьми (ведь это забирает очень много энергии!), человек отрезает себя от социальной жизни. И делает это, не понимая, что проблема действительно есть.

Часто на стадии проблемы люди начинают уделять себе намного меньше времени, женщины перестают следить за своим внешним видом. Сенсорные ощущения сводятся к минимуму, обусловленному инстинкту самосохранения — человек продолжает различать горячее и холодное, но неудобный стул не будет для него иметь никакого значения. Поэтому на вопросы о трудовом комфорте вы не получите от такого сотрудника развернутых негативных отзывов. Для него это перестает быть важным.

Причины. Запустили первый этап.

Лечение. Уделите внимание социальной активности. Оторвите своих сотрудников от компьютеров и телефонов. Запустите в компании проекты по развитию, в них привлекайте «заболевших» сотрудников. Смена деятельности, активное взаимодействие с другими сотрудниками и непривычный функционал помогут справиться с наступающей депрессией. 

Организуйте корпоратив, пригласите семьи подчиненных. Нагрузить выгорающего сотрудника ответственностью за другого специалиста. Например, поручите обучение новичка или подготовку празднования дня рождения главного бухгалтера. Если же речь идет об HR или менеджере по обучению и развитию персонала — дайте в руки карандаш и листок бумаги, пусть поменяет дизайн в офисе.

Читайте также: Офисные войны. Как выйти победителем

Внутренний анализ 

К сожалению, основной состав персонала многих компании находится на этом этапе. Он сложный и опасный, потому что кандидат может прийти к вам на собеседование уже в таком состоянии, а вы не сразу это поймете.

Симптомы. Постоянные внутренние вопросы «зачем я здесь?», «насколько это значимо для меня?», «делает ли это меня счастливым?». Поставьте себя на место подчиненного, попробуйте ответить на эти вопросы. Какие эмоции у вас вызывает мысль, что вы могли бы сейчас занимать его позицию? Захотелось повеситься или мысль вызвала улыбку? Если второе — тогда есть над чем работать. Если первое — похоже, следует менять бизнес-модель целиком.

Материальное перестает волновать человека. Он осознает, что счастье не купишь. Удовлетворение и чувство самореализации становятся единственно важными.

Причины. Первые две стадии выгорания запущены. Потеряны внутренние ориентиры на жизненном пути.

Лечение.

  1. Уделите внимание сотруднику как профессионалу и специалисту. Проведите оценку компетенций и определите, на своем ли месте он находится. Его эффективность возрастет, если он начнет реализовывать именно свой функционал. Например, талантливый копирайтер может угасать на глазах только потому, что никто не пытался разглядеть в нем хорошего аналитика.

  2. Разработайте систему нематериальной мотивации. Стимулируйте их развитие, давайте им возможность учиться за рабочие успехи. Заставьте своего эйчара поработать с корпоративной культурой. Рост вовлеченности может стать хорошим профилактическим средством для остальных, а для «пациента» — шансом на выздоровление.

  3. Дарите сотрудникам радость. Атмосфера в стенах офиса имеет большое значение для психического здоровья коллектива. Меньше криков, больше улыбок, не забывайте благодарить свой персонал — ведь он зарабатывает для вас деньги. Разговаривайте с коллегами, советуйтесь, делитесь планами. Будьте открытыми. Тогда вы сможете диагностировать и лечить эмоционально выгоревших.

Забавный факт. Мы начинаем задумываться о том, как это исправить, только тогда, когда явление нанесло свой ущерб. Руководители, будьте бдительными и не допускайте эмоционального выгорания своих сотрудников. Получайте удовольствие от своего дела, делитесь своим вдохновением и заряжайте энергией. На вас держится вся компания и каждый сотрудник в отдельности!

Читайте также: Как повысить мотивацию персоналаУ вас есть опыт борьбы с эмоциональным выгоранием? Поделитесь с читателями в комментариях к статье!

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!