Аппетиты банков не раз пытались обуздать законодательно — например, сейчас принята норма о том, что банк обязан информировать клиента о состоянии его счета (пополнении и списании средств) через СМС бесплатно. Однако на деле многие банки берут за это деньги, мотивируя свою позицию тем, что они расширяют и дополняют именно эту услугу (мобильный банк, доступ клиента к своему счету через мобильный и прочее).
Многие из этих комиссий не раз оспаривались в суде. Прежде всего речь идет о таких, как комиссия за выдачу кредита, комиссия за рассмотрение кредитной заявки, за открытие счета, за сопровождение кредита, за ведение и обслуживание счета (ежемесячные и единовременные), комиссия за подключение к программе страхования, за операционное обслуживание счета, за расчетно-кассовое обслуживание, за зачисление денежных средств и другие. С помощью опытного юриста эти деньги можно вернуть клиенту банка. Срок исковой давности составляет три года, и если вы платили сомнительные с точки зрения закона комиссии в 2011 году, их еще можно успеть оспорить.
Комментирует эксперт РШУ Кирилл Линник:
— К сожалению, для кредитополучателей большинство комиссий, как правило, законно. Но банки, выдавая кредит, должны предупреждать об этих комиссиях. Если они этого не сделали, то в таких случаях и возникают прецеденты, к которым российские суды относятся очень по-разному.
Советы для кредитополучателей очень просты, но действенны:
Главная проблема, на мой взгляд, заключается в том, что люди хотят брать кредиты подешевле. Банки и продают им подешевле, но добирают на комиссиях. И получается война хитрецов. Можно смело доверять банкам, которые указывают в договоре ППС (полную процентную ставку) и оговаривают процедуры погашения кредитов сами до подписания договоров. Если бы даже банки обязали минимизировать комиссии, они скорее всего начали бы предлагать дополнительные договоры на услуги по обслуживанию кредитополучателей.