Судьба инвестпроектов может сильно зависеть от экологической обстановки региона. Если признать город экологически опасным, тогда вырубка лесов под новую автомагистраль и застройка парковых зон могут стать невозможными. Поэтому велик соблазн «обелить» территории, наиболее выгодные для вложений.
Комментарий эксперта Русской Школы Управления Виталия Субботина: «Единой системы оценки состояния экологической среды у нас нет, и четкие критерии на сегодня не выработаны. Кто-то руководствуется государственными стандартами, кто-то международными - оценивают в разнобой. Важно и какой вес придается каждому из критериев при составлении рейтинга –что ставится на первое место, а что остается малозначимым. Поэтому один и тот же город может стать и экологичным и грязным в зависимости от выбранной системы оценки, и, конечно, от того, кто является заказчиком рейтинга.
Почему у чиновников есть желание обелить Москву? Прежде всего,для улучшения инвестиционного климата и придания политического веса. И с точки зрения экологических требований, и с точки зрения соответствия экологическим нормам У Москвы достаточно высокие показатели, в сравнении с другими международными столицами.
В то же время никак не избежать того, что наименее благополучными всегда будут именно крупные города - за счет сосредоточения проживания физических лиц, промышленных производств, хотя сейчас уже наблюдается тенденция вынесения промышленных производств за черту города. С этой целью создаются города-спутники, пригороды, рабочие районы. Самыми загрязненными в России можно назвать Екатеринбург, Челябинск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, очень много сильно загрязненных городов в Свердловской и Челябинской области, там ,где сосредоточены металлургическая, угольная, целлюлозно-бумажная отрасли и другие производства. Самые чистые города - с населением до 100 тысяч, те, в которых нет серьезных производств и не перегруженные транспортной инфраструктурой. Правда, эти города могут даже не браться в расчет для составления рейтингов».