Провозглашенный курс на деофшоризацию экономики совсем необязательно приведет страну к экономическому процветанию. Наличие офшоров свидетельствует о недовольстве бизнеса инвестклиматом, судебной и правовой практикой и об отсутствии защиты права собственности в стране, полагают эксперты. По-настоящему стимулировать приток денег из офшоров могли бы не административные меры, а создание в Москве Международного финансового центра и соответствующих условий для ведения бизнеса.
Андрей Ильдеменов: Вот структура шестой по мощности в мире российской экономики: почти половина трудоспособного населения задействована в государственном секторе. Абсолютно у всех крупнейших вроде бы независимых российских компаний, по закону имеющих статус акционерных обществ, государственные «доприватизационные» корни уставного капитала. Структура российского экспорта — на 70% нефть, газ и прочие продукты ТЭК; 8% — металлургия; 6% — химия. Все сырьевые лицензии на добычу и переработку первичного сырья для последующего российского экспорта выдаются государственными министерствами и ведомствами.
Правительство и ЦБ публично докладывают о количественных параметрах выпадающих доходов бюджета, знают причины подобных «офшорных» и «обналичивающих» явлений. Первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов констатировал потери от работающих фирм-однодневок в размерах до 1 трлн руб. А Сергей Игнатьев, глава ЦБ, оценивает в 49 млрд долл. объем сомнительных операций с участием фирм-однодневок в 2012 году. Всем все понятно, но нет необходимого уровня контроля и координации между ведомствами.
Московские новости