Часто я встречаю коллег, не понимающих разницу между терминами «удобство пользования сайтом» и «пользовательский опыт работы с интерфейсами». Порой подобные ошибки допускают даже весьма известные спикеры на весьма известных конференциях. Такое положение дел настолько обескураживает, что я больше не могу и не хочу молчать. Срочно расставляем все точки над U!
Под термином «юзабилити» скрывается относительно измеримая величина, а именно: скорость достижения пользователем определенной цели, заданной маркетологом для конкретной страницы или сайта. Например, как быстро человек на таком-то лендинге оформляет заявку или получает информацию о компании (история с заказом в три клика как раз из той же оперы).
User experience – это субъективная оценка удовлетворенности пользователя от совершения определенных действий (открывается корзина при клике на зеленую кнопку «купить» или закрывается окошко при нажатии на красный крестик в правом углу). Если ожидания пользователя, связанные с его прошлым опытом использования аналогичных интерфейсов, не оправдываются, его позитивный опыт нивелируется. Это в итоге может привести к самым разным последствиям – от отказа использования сайта или программы до негативного отношения к бренду в целом.
В основе пользовательского опыта лежит не только удобство пользования конкретным интерфейсом. Тут нужно учитывать большое количество и других факторов, таких как дизайн, контент и его содержание, функциональность системы и информационная архитектура.
Юзабилити направлено на создание позитивного UX и тесно взаимосвязано со стандартизацией большинства пользовательских интерфейсов. С его помощью мы ведем человека по воронке продаж, заставляем (ненавязчиво, в идеале) выполнить нужные нам действия (лайкнуть, репостнуть, подписаться) так, чтобы в процессе этой манипуляции пользователь не испытывал дискомфорта и негативных эмоций.
Стоит помнить, что приведенные термины, несмотря на некоторую созвучность, далеко не синонимы.