Управление рисками: 7 главных правил

Управление рисками: 7 главных правил

Зачем в риск-менеджменте нужно критическое мышление и как адекватно управлять рисками в компании? Советы консультанта по экономической безопасности Виктора Крупенкова.
7249

Налаженная система управления рисками — залог эффективности бизнеса. Она снижает количество негативных событий, минимизирует последствия реализованных рисков, дает компании ряд преимуществ:

  • Экономию ресурсов.

  • Снижение факторов неопределенности и вероятности негативного исхода проекта.

  • Повышение надежности в глазах контрагентов.

Вообще, прежде чем говорить об управлении рисками необходимо определиться, что такое риск. Слово «риск» происходит от французского слова «risque» — смелость, бесстрашие.  Существуют разные подходы к этому понятию, но по сути они сводятся к следующему:

  • События с отрицательным влиянием. Они мешают созданию или ведут к снижению стоимости (Управление рисками организаций Интегрированная модель Комитет спонсорских организаций Комиссии Тредвея (COSO));

  • Влияние неопределенности на цели организации. При этом оно рассматривается как отклонение от ожидания, с позитивными или негативными последствиями (ГОСТ Р ИСО 31000-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент риска. Принципы и руководство).

В любом случае каждый риск имеет понятные причины и последствия, а выражается через ущерб и вероятность.

Как управлять рисками

  • Выявите риск, оцените реальность его реализации и размеры потерь бизнеса.
  • Определите инструментарий для управления этим риском (самый важный этап).
  • Продумайте стратегию: как снизить вероятность его реализации или уменьшить потери.
  • Реализуйте стратегию.
  • Посчитайте эффект, оцените результаты стратегии. Измените ее при необходимости.

Основные правила риск-менеджмента

Запомните несколько общих правил стратегии риск-менеджмента, актуальных для любой компании. Специфика их применения в организациях сильно отличается, но общий подход один для всех.

1. Проявляйте инициативу

Инициатива внедрения риск-менеджмента должна исходить от руководства организации. Топ-менеджмент не только внедряет, но и контролирует процесс, показывает своим примером важность управления рисками. Не стоит надеяться, что вопросами безопасности займутся ваши сотрудники.

2. Будьте стратегом

Выявить и обезвредить оперативные риски — половина дела. Нужно реагировать не только на текущие вызовы, но и уметь прогнозировать будущие события. Часто банкротства организаций происходят именно из-за игнорирования будущих угроз.

3. Делегируйте по назначению

Часто все обязанности по управлению рисками на предприятии возлагают на отдельного работника. Он должен самостоятельно выявлять и минимизировать все риски. Но только профильные сотрудники знают специфику своей работы, возможные угрозы и способы минимизации своих рисков. Поэтому вовлекайте в процесс управления рисками сами подразделения.

4. Пишите инструкции

Действия, связанные с управлением рисками, нужно указывать в должностных регламентах и инструкциях сотрудников. Контролируйте этот процесс.

5. Включайте критическое мышление

Управляйте рисками адекватно! Какова вероятность, что завтра ваш офис пострадает от наводнения? А риск, что сотрудник отдела продаж уйдет к конкурентам вместе с базой платежеспособных клиентов?

Распространенная ошибка: выделить перечень рисков, подлежащих управлению, и управлять ими до тех пор, пока не закончатся деньги. Ранжируйте риски по вероятности, последствиям, стоимости и простоте минимизации.

6. Планируйте

После ранжирования спланируйте действия при возможной реализации рисков. Всеми рисками управлять практически невозможно, даже те риски, которыми управляют, тоже имеют тенденцию иногда реализоваться. Продумайте, как вы будете реагировать, если что-то произойдет. Инструкцию действий при пожаре, например.

7. Проводите мониторинг

Управление рисками — это постоянный процесс. Проводите периодический мониторинг и пересмотр рисков. Некоторые риски появляются, некоторые исчезают. Меняется вероятность их возникновения и тяжесть последствий. Определите периодичность или факторы, которые должны стать сигналом для новой переоценки.

Вот основные правила управления рисками. Они не являются исчерпывающими, но должны выполняться во всех организациях, где внедряется или уже внедрена система риск-менеджмента.

Автор: Виктор Крупенков, преподаватель-консультант по экономической безопасности и управлению рисками. Подробнее об авторе и его семинарах в Русской Школе Управления можно узнать здесь.

Хотите научиться работать с рисками компании? Приходите на курсы по управлению безопасностью в Русскую Школу Управления!

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!