8 (800) 100-02-03
8 (800) 100-02-03
Управление удаленными командами: как остаться лидером и достигать целей

Управление удаленными командами: как остаться лидером и достигать целей

Несмотря на то что дистанционная работа обеспечивает гибкость в решении вопросов, для руководителей она сопряжена с многочисленными проблемами управленческого характера: приходится иначе выстраивать систему коммуникаций и контроля бизнес-процессов.
710

Последние годы роль руководителя претерпевает существенные изменения, особенно на фоне развития удаленных и гибридных команд. Вместе с этим возникают сложности с производительностью, коммуникациями, соблюдением сроков выполнения проектов.

Содержание:

Риски управления командами на удаленке

Типы управления удаленными командами

Стратегии работы с удаленными командами

Риски управления командами на удаленке

Есть несколько существенных препятствий для эффективного управления командой на расстоянии. И дело не только в корпоративной культуре.

Отсутствие непосредственного общения. Когда сотрудники работают из разных городов или стран, наладить взаимопонимание и доверие непросто. Однако это не означает, что эффективное командное взаимодействие в виртуальной среде невозможно.

Проблемы с производительностью. Оценка продуктивности сотрудника, работающего из дома, иногда превращается в проблему, так как его реальный распорядок дня скрыт от руководителя.

Неэффективное общение. Некоторые члены команды могут вовремя не осознать, с какими трудностями они сталкиваются и как предотвратить перегруженность.

Курсы МВА в корпоративном формате: 30+ готовых программ обучения

  • Подберем программу под потребности вашей компании: МВА для всех сотрудников малого и среднего бизнеса, крупных корпораций и государственного сектора. 
  • Научим решать задачи бизнеса с минимальными затратами.

Сложности с индивидуальной ответственностью. В условиях удаленной работы обязанности каждого конкретного сотрудника размываются. Без четко обозначенных ролей членам команды трудно распределять задачи и понимать, чего от них ожидают.

Дефицит взаимодействия. У виртуальных коллективов могут возникать проблемы в совместной работе. Важно не только выбрать правильные инструменты, но и грамотно их использовать.

Ослабление корпоративной культуры. Слабая культура приводит к снижению вовлеченности и производительности и, как следствие, к текучести кадров.

Типы управления удаленными командами

Обычно выделяют четыре типа управления удаленными командами. Они отличаются стилем взаимодействия руководителя с сотрудниками и его ролью в процессах.

Тип

Особенности

Представительное управление (демократичное лидерство)

Предполагает участие команды в определении целей и приоритетов. Сотрудники играют активную роль в развитии компании. Лидеры участвуют в виртуальных мероприятиях и инициативах.

Ключевые характеристики:

  • Поощрение командной деятельности.

  • Учет мнений членов команды.

  • Предотвращение конкуренции между сотрудниками.

Ситуационное управление

Основное отличие — гибкость. Подходит для взаимодействия с большими командами, обладающими разнообразным набором навыков.

Ключевые характеристики:

  • Использование других стилей управления.

  • Хорошее владение процессами и методами их улучшения.

  • Самостоятельность и общительность.

  • Четко выстроенные коммуникации.

Трансформационное управление

Основано на цели и видении. Подходит для команд, которые стремятся выйти за рамки и оказать более существенное влияние на общество.

Ключевые характеристики:

  • Отличное понимание цели и общих процессов.

  • Совместная работа с командой.

  • Поощрение и развитие эмоциональной открытости.

Лидерство как служение

Основано на взаимном уважении и командной работе, в которой отсутствует конкуренция. Важны беседы, обратная связь, личный пример руководителя.

Ключевые характеристики:

  • Отношение к членам команды как к равным.

  • Участие в обсуждениях.

  • Активное слушание.


Независимо от типа управления сегодня существует острая необходимость в гуманизации отношений в удаленных или гибридных командах.

Стратегии работы с удаленными командами

Выстраивание высокого уровня доверия. Проведение личных встреч демонстрирует ценность, которую приносит каждый конкретный сотрудник. Признание ошибок помогает обмену знаниями и созданию прозрачной среды.

Расширение прав и возможностей. Способствует формированию внутренней мотивации. Важно поощрять команды, определять процессы для достижения успеха, дать им свободу в поиске решений. Стиль работы и идеи могут быть разнообразными.

Динамика общения. Цель удаленного управления заключается не в том, чтобы контролировать каждый шаг сотрудника, а в предоставлении и получении конструктивной обратной связи. Иногда простой вопрос о том, как коллеги предпочитают получать такую связь, может оказать положительный и долгосрочный эффект.

Порядок в планировании. Не стоит поддаваться желанию планировать лишние встречи, которые отнимают ценное время сотрудников и сбивают ежедневную продуктивность команды.

Никита Сергеев, преподаватель Русской Школы Управления, эксперт по развитию управленческих и коммуникативных навыков.

«Из личного опыта добавил бы следующие аспекты работы с удаленными командами:

  1. Следует учитывать психологические типы сотрудников: кто-то более склонен к общению, а кто-то менее.

  2. Кто-то командный игрок, а кто-то, хорошо выполняя свои обязанности (это важно), является больше индивидуалистом. Насильственное «включение» его в команду — скорее демотиватор для такого сотрудника.

  3. Работники, склонные к экстраверсии, любят общаться «очно»: с включенными камерами, заполняя собой все пространство. Для кого-то комфортнее письменная коммуникация (отчеты, письма, сообщения).

  4. Есть люди, тонко чувствующие эмоции, настрой других. С ними важно создавать доверие в процессе общения. Например, узнать, как у них дела, какие есть проблемы (в личной жизни включительно), поделиться своими мыслями и идеями. Тогда они «раскрываются». Для кого-то некомфортно, когда лезут в их жизнь. В этом случае рекомендую оставаться в плоскости формального общения: задача-решение.

  5. Периодичность общения — тоже важный критерий. Для кого-то просто критично каждый день общаться. Иначе теряется связь, соответственно, снижается доверие, важность.

Одним словом, лучше иметь план действий, учитывающий специфику членов команды, общие командные договоренности. Создавайте правила общения в команде, единые для всех, следование этим правилам и принципам — важнейший закон управления коллективом.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!