В систему управления каждый из нас с рождения погружен на бытовом уровне: кто-то управляет нами, кем-то управляем мы. Поэтому кажется, что сама по себе эта тема понятна и ограничивается лишь постановкой и выполнением задач. Однако и задачи могут ставиться неправильно.
Управлению тоже нужно учиться, но лишь несколько процентов менеджеров считают обучение ценностью и используют на практике то, что услышали на курсах. Остальные действуют по наитию — у них есть свое представление о том, что такое менеджмент.
Изменчивый мир
Вы способны управлять, если знаете способы управления, модели, инструменты. Это важно в современном мире, который слишком быстро развивается. У него даже появилось специальное название — VUCA-мир (от анг. volatility, uncertainty, complexity, ambiguity — волатильность, неопределенность, сложность и неоднозначность).
Сегодня одной интуиции уже недостаточно. От менеджеров требуются иные компетенции, а те, что были востребованы 50-70 лет назад, уже не актуальны. Полвека назад процессы развивались медленно, продукты и услуги появлялись редко. А сейчас большинство компаний не успевают за развитием событий. Новая действительность требует от них гибкости, быстроты и разумных подходов. А большинство менеджеров лишь интуитивно понимают, что нужно ускоряться, но не у всех это получается.
Хотите посмеяться — почитайте пятилетние планы компаний трехлетней давности.Сегодня остро стоит вопрос о цифровой трансформации компаний. Менеджмент надеется, что это ускорит развитие бизнеса.
Цифровая трансформация и ускорение процессов
Чтобы менять процессы быстро, их нужно оцифровать. И некоторые менеджеры специально идут учиться, чтобы узнать, как это лучше сделать. Но в основном компании предпочитают нанимать специалистов по цифровой трансформации. Однако опыт показывает, что часто ни управленцы, ни специалисты по трансформации до конца не понимают смысла этого процесса.
В 2018 году на форуме «Открытые инновации» эксперты назвали четыре основные проблемы, связанные с организацией цифровой трансформации компаний:
1. На рынке труда нет специалистов по цифровой трансформации.
2. У участников процесса номинальное понимание того, что такое цифровая трансформация. В результате возникает конфликт между собственниками и исполнителями.
3. Нет образовательной базы. Существует большой разрыв между консалтингом, разрабатывающим стратегию трансформации, и теми, кто внедряет стратегию изменений.
4. На рынке появились сомнительные специалисты в области цифровой трансформации, которые присваивают себе чужие достижения.
VUCA-мир требует от менеджеров других компетенций, о которых они не имеют представления:
-
Исследовательский навык. Топ-менеджеры должны исследовать бизнес-процессы, системы, ценность, которую компания несет на рынок, свою целевую аудиторию и ее потребности. К сожалению, исследованиями топы обычно занимаются лишь эпизодически.
-
Умение конструировать системы. Раньше конструирование было не нужно, потому что системы складывались эволюционно и спонтанно. В VUCA-мире этой компетенции нужно уделить особое внимание. Если вы не сконструировали систему за год, сама она уже не сложится. В итоге вы получите неэффективную систему управления, которая не решит вопрос выживания компании на рынке.
Мало кто из топ-менеджеров выходит на уровень конструирования систем. Например, для предпринимателя это будет деятельность по конструированию продуктов и услуг с высокой ценностью и процессов тиражирования этой ценности на рынок.
В VUCA-мире проявляются поколенческие различия. До 1914 года технологии отставали от смены поколений, с 1914 по 1950-е они сравнялись в темпах, а потом технологии стали обгонять поведенческие ритмы. В то же время особой разницы между поколениями Y и Z нет, потому что они уже сформировались в «быстрых мирах».
Кстати, мнение о том, что современное поколение работников не признает контроля, неверно. Они практически с рождения обвешаны датчиками, за ними следят поисковые системы и гаджеты. Они живут в тотальной открытости и ничего не могут утаить и дают на это согласие, используя смартфоны и соцсети. А корпорации на основе получаемых данных развивают сервисы интеллектуального сопровождения, например, Google Assistant.Роль обучения для менеджмента
Компании — лидеры всегда испытывают существенно меньшее напряжение. Да, их не всегда понимают, им приходится пробиваться, но аутсайдеры находятся в худшей ситуации. А без выстроенной системы управления лидером не стать.
Сейчас стал заметен рост запросов от компаний на воспитание кадрового резерва — специалистов, которые еще не являются менеджерами, но способны принести пользу бизнесу с помощью своей энергии и креативного потенциала.
Второй тренд — полное переформатирование топ-менеджеров через обучение, программы МВА, стратсессии. Внутри компаний уже начали понимать, что окружающий мир создает слишком много вызовов для бизнеса, но как быть с людьми никто пока не понимает. Образовательные проекты нужны, чтобы показать менеджерам выход, продемонстрировать неадекватность применяемых ранее мер, продуктов, услуг и объяснить, как и зачем создавать другие.
От планирования к моделированию
Раньше функции менеджмента не претендовали на системный подход: множество авторов и разных моделей были слабо согласованы. В VUCA-мире появляется цифровая координация, при которой приоритеты устанавливает система, а не люди.
И сейчас уже всех устраивает одна формула: в первую очередь выполняются задачи, которые приносят больше денег.
Управленцы привыкли к основным функциям менеджмента: планированию, организации, мотивации, координации и контролю. Пора взглянуть на эти функции с другой стороны и вместо планирования ввести моделирование. Причем любая модель может находиться в памяти компьютера, а ее реализация и развитие должны происходить под контролем автоматизированной системы.
Контроль же должен быть цифровым и тотальным. Цифровым, потому что человеческое участие приводит к катастрофе (коррупция, сокрытие информации, ошибки при внесении данных и т.д.). Люди не должны заниматься данными, и технологии моделирования как раз помогают избежать проблем, связанных с человеческим фактором.
Новый подход
Рынки и целые страны стремительно меняются. Государства становятся все более социально направленными (например, появилось понятие безусловного базового дохода), роботы лишают людей работы. В ближайшие 20—30 лет нас ждут интересные изменения в трудовой сфере и бизнесе.
Однако гений Анри Файоля никто не отменял, и старые подходы к менеджменту остаются. Но в современном мире они должны реализовываться другими способами:
-
Через моделирование.
-
Через контрактование (взаимоотношения между компаниями).
-
Через конструирование ценностей.
-
Через цифровую координацию и контроль.
Именно этот набор инструментов позволит компаниям шагнуть в будущее. Компании станут цифровыми, а бизнес — роботом.
То же самое происходит с государственными законами: пока они пишутся и интерпретируются людьми, а не системой, они несовершенны, часто искажаются, что приводит к ошибкам.
Что делать менеджерам
Рутина делает людей несчастными: они не могут долго работать в отлаженном процессе. В бизнесе их развлекают сбои, проблемы, недостаток ресурсов. Людям нужно место, где они могут реализовать потенциал, а бизнес — это повторяющиеся операции. И как только вы сконструировали ценности и систему, которая их тиражирует, нужно подключать к работе роботов. Бизнес становится роботом, а у топ-менеджмента появляются важные функции по исследованию, конструированию и организации автоматических процессов.
Менеджмент привык эволюционно складывать системы и отношения, но это все происходит медленно, дорого и некачественно. И сейчас мы находимся на волне цифровой трансформации. Этот тренд появился неспроста: мы, наконец, поняли, для чего изобрели компьютер и как можем его использовать в менеджменте.
Разделение труда между человеком и компьютером
В человеческой деятельности мы привыкли использовать систему разделения труда: работа делится на операции для получения результата. А сегодня актуальным становится вопрос разделения труда между человеком и компьютером. За людьми остается интеллектуальная и творческая работа: исследования, конструирование и организация. Они работают с высокой неопределенностью и рисками. А компьютеру достанется рутина, тиражирование и распространение продуктов и ценностей.
К 2035—2050 году весь мир перейдет от бумажно-человеческих систем управления к системам на основе цифровых моделей.
Итак
-
Каждый из нас с рождения так или иначе погружен в процесс управления, однако мы далеко не всегда знаем, как на самом деле нужно управлять.
-
Управлению нужно учиться. Лишь несколько процентов менеджеров понимают ценность обучения и способны применять новые знания в своих компаниях.
-
Современный мир требует от компаний цифровой трансформации.
-
Провести такую трансформацию можно, но она требует от менеджеров развития новых компетенций и иных подходов.
- В частности, это переход от планирования к моделированию процессов и разделение труда между роботом и человеком.