Кто в компании должен заниматься HR-брендингом?
HR-брендинг – это не единоличная работа только департамента по управлению персоналом или департамента маркетинга. В рабочую группу по HR-брендингу должны входить top-менеджеры, HR-директор, директор по маркетингу и PR. Если в команде не хватает кого-то из этих игроков, есть риск допустить серьезные ошибки в работе с HR-брендом.
Top-менеджеры (обязательное участие) – источник правильного видения компании, ключевые решения всегда за ними, их участие обеспечивает более эффективное взаимодействие других членов команды.
HR-директор (обязательное участие) - понимает стратегию управления персоналом, знает все тонкости рабочей среды, возможности вознаграждения, признания, продвижения и развития сотрудников.
Директор по маркетингу/PR (обязательное участие) – отвечает за репутацию и имидж компании, коммуникации с разными целевыми аудиториями, продвижение компании.
HR-бренд менеджер (желательно, если компания может себе позволить такую должность в организационной структуре) – понимает, как воспринимают компанию в качестве работодателя внешние и внутренние аудитории, знает особенности корпоративной культуры и ситуацию в области подбора и привлечения персонала.
История HR-брендинга.
Бренд работодателя как отдельное понятие появился сравнительно недавно – в западном менеджменте 25 лет назад, в отечественном – 15 лет назад.
1990 г. - термин «employer brand» был представлен профессиональному сообществу Симоном Бэрроу (Simon Barrow), Президентом «People in Business».
2000 г. - появление интереса к тематике «employer branding» в России (в отечественной научной литературе - HR-брендинг).
2003 г. - журналом The Economist было проведено исследование среди широкого круга читателей, которое выявило 61%-ный уровень осведомлённости о термине «employer brand» среди специалистов по управлению человеческими ресурсами и 41%-ный уровень осведомлённости у неспециалистов.
2005 г. - вышла первая книга, посвящённая развитию бренда работодателя, «The Employer Brand: Bringing the Best of Brand Management to People at Work» («Бренд работодателя: применение лучшего из бренд-менеджмента к работникам»), авторы Симон Бэрроу и Ричарда Мосли.
2006 г. - в целях развития HR-брендинга компания HeadHunter запустила проект «Премия HR-бренд».
Необходимо отметить, что тема репутации работодателя достаточно нова для современного российского сообщества менеджеров по управлению персоналом. В науке это направление пребывает в процессе становления и уточнения определений, ее фундаментальная основа только формируется. На книжном рынке представлено совсем немного литературы, где бы качественно раскрывались вопросы имиджа привлекательного работодателя и технологии работы с ним.
Кроме того, на рынке работодателей проекты по HR-брендингу осуществляется в достаточно небольшом количестве компаний (в основном международных). На протяжении последних лет основные тренды проектов: программы достижения баланса между работой и личной жизнью, заботы о благополучии и поддержки здоровья сотрудников и членов их семей. Это происходит по двум причинам. Первая – это логичная реакция на запросы нового поколения, которое активно заполняет рынок труда. Вторая – это эволюция концепции корпоративной социальной ответственности: работодатель инвестирует не только в персонал, но и в общество в целом.
Кто целевые аудитории HR-брендинга?
• Сотрудники компании.
• Отдельные категории сотрудников (только ключевые сотрудники, top-менеджмент, торговые представители, персонал под конкретный проект, др.).
• Соискатели - кандидаты для работы в компании.
• Бывшие сотрудники компании.
• Аффилированные структуры/партнёры по программе франчайзинга/региональные представители (т.е. задействованные в общем бизнесе).
• Партнёры (поставщики, клиенты, др.).
• Представители органов власти.
• Родственники, друзья сотрудников.
• Представители ВУЗов, студенты, школьники.
• другие стейкхолдеры.
HR-бренд: внутри и снаружи
В связи с тем, что HR-брендинг ориентирован на внутренние и внешние целевые аудитории, выделяются две его важные составляющие:
• Внешний HR-брендинг – повышение внешней привлекательности компании-работодателя.
• Внутренний HR-брендинг – повышение внутренней привлекательности компании-работодателя в глазах работников.
В следующей статье я рассмотрю, как привлечь и удержать ценных сотрудников, как позиционировать свою компанию перед кандидатами.