По данным DataReportal, в России на начало 2021 года зафиксировано 111,3 млн пользователей мобильного интернета, что составляет 89,7% от общего числа интернет-пользователей. В среднем люди пользуются телефонами с мобильным интернетом 3 часа 29 минут в день. Подстегнула мобильные коммуникации и пандемия — по данным SMS.to, только в марте 2020 года количество бизнес-СМС увеличилось на 32% по сравнению с январем того же года. Другие исследования показывают, что до 50% потребителей готовы подписаться на рассылку в обмен на информацию о распродажах и не возражают, если компания будет общаться с ними через СМС.
Что такое СМС-маркетинг
СМС-маркетинг — совокупность маркетинговых инструментов, с помощью которых товары и услуги продвигаются при помощи СМС-сообщений. Со временем термин расширился: в него стали включать не только СМС, но и другие виды коротких сообщений, которые отправляют на смартфоны, например, push-сообщения или короткие сообщения в мессенджерах.
Для рассылок используют автоматизированные сервисы, которые помогают запланировать отправку сообщений, сегментировать аудиторию, отправлять разным группам потребителей уникальные тексты. Продвинутые сервисы позволяют анализировать эффективность рассылок — можно посмотреть, сколько сообщений доставлено, какое количество подписчиков их прочитало. Например, для работы можно попробовать распространенные SMS Aero, SendPulse, SMS.RU, eSputnik.
Какие типы сообщений стоит использовать
Маркетологи говорят о трех видах СМС-коммуникации с потребителями:
Информирование. Большинство потребителей хотели бы получать в основном технические СМС: по данным маркетинговой платформы Simpletexting, 75% подписчиков рассылок хотели бы с помощью сообщений узнавать об отслеживании отправок, 65% — о статусе заказа. Почти половина респондентов заявляют, что они не против получения напоминаний с помощью СМС.
Информируя, можно косвенно мотивировать потребителей к покупке. Например, при наличии программы лояльности можно отправить пользователю сообщение об остатке на его бонусном счете. А в сообщение о статусе заказа добавить строку с приглашением за новинками по индивидуальной цене.
Рекламные коммуникации. Еще их называют подталкивающими. Это сообщения с анонсами акций и распродаж, информирование о том, что скидки скоро закончатся, приглашение на сезонные обновления ассортимента, поздравления с праздниками.
По данным сервиса Message Media, больше половины потребителей после прочтения СМС совершат целевое действие, а 59% пойдут в магазин за уточнением подробностей об акции, если она им интересна. Нужно уточнить, что под целевым действием подразумевается не только продажа, но и любое движение потенциального покупателя по воронке продаж — подписка на рассылку, переход на сайт, посещение магазина.
Чтобы реализовать маркетинговую стратегию в интернете, специалист должен знать о современных диджитал-инструментах и уметь работать с целевой аудиторией.
- Как подготовить техническое задание для создания сайта?
- Как настроить поисковую оптимизацию?
- Какие виды проектов в диджитал-маркетинге существуют?
Коммуникации пользователя, то есть ситуации, когда получение СМС инициирует клиент бизнеса. Например, это может быть просьба уточнить баланс мобильного телефона, сделать перевод денег. Подобные технические действия редко используются в маркетинговых целях.
Собирайте свою базу контактов
В интернете много предложений о покупке готовых списков номеров, на которые можно отправлять СМС. Вряд ли такие рассылки будут эффективны, скорее всего, они даже навредят бизнесу.
-
Владельцы номеров не ваши клиенты, они не планировали получать вашу рассылку. Значит, они не заинтересованы в продукте, конверсии будут маленькими, а платить придется за каждую СМС.
-
Получатели рассылки будут воспринимать ее как спам. Это плохо скажется на репутации бренда.
-
Бизнес могут оштрафовать. Продавцы таких баз часто собирают номера программным методом, например, с досок объявлений. Если владельцы номеров не давали согласие на их передачу в рекламных целях, то в итоге того, кто рассылает СМС, оштрафуют.
Эффективнее собирать свою базу номеров — спрашивать у реальных клиентов согласие на получение рассылок, отправлять СМС только тем, кто хочет их получать, экономить деньги на рассылке и в итоге добиваться высоких конверсий.
Особенности СМС-маркетинга
В мобильной коммуникации существует важный нюанс: СМС — это короткий формат контента. Его читают быстро, часто на ходу, поэтому важно проработать смысл, сделать сообщение максимально емким и точно сформулированным.
-
Обычно в одно сообщение вкладывают одну единицу смысла, например, это может быть приглашение на распродажу.
-
Пользователь должен сразу понять, что вы от него хотите и в чем его польза. Можно попробовать вовсе ограничиться одним предложением, максимум, двумя.
-
В СМС лучше передавать конкретику — не просто приглашать на распродажу, а сказать, какие товары можно выгодно купить.
Например, вместо «Приходите, у нас скидки», написать «На велосипеды скидка 20% до конца месяца». В конце сообщения можно поставить ссылку на страницу сайта с подробностями.
Сервисы рассылки считают сообщения по символам — одна СМС может занять не более 70 знаков. Если в сообщении написать от 71 до 140 символов, сервис возьмет оплату как за два СМС.
Чтобы сэкономить, можно использовать сервисы для сокращения ссылок — они кодируют адрес сайта в короткий текст, плюс дают аналитику по переходам по сокращенной ссылке. Например, сервисы is.gd, Vk.com/cc, Bit.do, usnd.to, Goo.gl.
В сервисах рассылки СМС можно отправлять сообщения просто с номера, или подставлять имя отправителя в поле «От кого», как будто номер телефона уже добавлен в список контактов пользователя. Второй вариант обычно чуть дороже, но он экономит место в самом сообщении — можно не подписывать, от кого пришла смс.
Соблюдайте закон
Если компания хочет отправлять СМС-рассылку, ей нужно соблюсти сразу несколько требований закона. В соответствии с законом «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года, нужно получить явное согласие на рассылку. Какой-то установленной законом формы согласия нет. В офлайн-магазинах, например, обычно предлагают заполнить анкету на получение рекламных сообщений.
Важно убедиться, что владелец телефонного номера не против получения рассылки. Делают это с помощью кода подтверждения: после заполнения анкеты отправляют пользователю одноразовый пароль с предупреждением о подписке на СМС-рассылку. Этот код пишут в анкете или вводят в форму на сайте.
По закону от 27.07.2006 № 152-ФЗ идентификация пользователя с помощью ФИО является обработкой персональных данных. Поэтому бизнесу нужно соблюдать требования об обработке этих данных: получите явное согласие, поясните, как вы собираетесь их использовать: обрабатывать, хранить, передавать. Важно представиться, чтобы клиент понимал, кто собирает его данные. Укажите срок, в течение которого они будут храниться.
Бизнес должен предусмотреть для клиента простой способ отписаться от рассылки и отказаться от передачи персональных данных. Например, в первой СМС можно предупредить, что для отписки нужно позвонить в магазин или отправить кодовое слово для отписки на номер телефона. Еще форму отписки делают в личных кабинетах покупателя в интернет-магазине.
Как эффективно использовать СМС-маркетинг
Целевые рассылки часто оказываются эффективнее, чем массовая отправка. Это значит, что лучше отправлять мало СМС тем, кто хочет их получать, и быть полезным, а не раздражать пользователей бесконечными и бесполезными сообщениями. Навязчивость может привести к отпискам и жалобам в ФАС.
Подходящая периодичность зависит от того, считают ли клиенты ваши сообщения полезными. Например, ритейлеры отправляют СМС о крупных распродажах раз в квартал. Спортивные магазины приглашают на сезонные распродажи весной и осенью.
Можно не настраиваться на конкретную периодичность, а проводить коммуникацию по конкретному поводу, например, сообщить об открытии нового магазина или поздравить пользователя с праздником.
Лучше всего ориентироваться на мнение подписчиков — проводить эксперименты и следить за результатами. Если пользователи отписываются, значит, сообщения приходят слишком часто или их содержимое не очень полезно, нужно менять концепцию.