Эффективное управление: какую систему менеджмента выбрать

Эффективное управление: какую систему менеджмента выбрать

Время от времени успешные компании нуждаются в регулярных и своевременных проверках собственных систем менеджмента
403

В условиях стремительных экономических, социальных и технологических перемен XXI века надежные, но устаревшие методы организации управления могут навредить бизнесу. В том числе и потому что у сотрудников нового поколения другие требования и ожидания от работы.

Модные тенденции

Например, широкую популярность получила концепция бирюзовых организаций. При таком подходе многие сотрудники работают независимо друг от друга, разница между руководителями и подчиненными минимальна (налажена горизонтальная структура), а авторитетный мотиватор — не KPI и строгая иерархия начальников, а ценности, цели и взаимное уважение в команде. «Бирюзовый» формат менеджмента основан на классической модели самоуправления. Несмотря на неоспоримые преимущества, некоторым типам компаний он не подходит.

Программа «Система эффективного менеджмента»
Узнайте о критериях эффективности управления, получите инструменты для планирования и управления результативностью на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях. Научитесь адаптировать процессы управления к бизнес-реалиям без существенных изменений и сопротивления персонала.

Объективно оценивать совместимость новых бизнес-подходов с реальными ресурсами компании можно на основе базовых систем менеджмента.

Стабильность рыночной ситуации

Глобально системы эффективного менеджмента делятся на закрытые (замкнутые) и открытые. Основное различие заключается в способе взаимодействия с внешними факторами. Закрытая система оправдана в условиях экономической стабильности. Но если рыночная ситуация плохо прогнозируется, то лучше работать будет открытая система.

В закрытой системе менеджмента деятельность сфокусирована:

  • На решении повседневных задач.

  • Снижении издержек и увеличении прибыли.

  • Оптимизации производства в условиях стабильности.

  • Рациональном использовании внутренних ресурсов.

  • Оперативном управлении и четком исполнении инструкций и регламентов.

Как правило, такую систему выбирают крупные предприятия с большим количеством сотрудников. Человеческий фактор в этой системе не играет большой роли, что некоторые эксперты считают недостатком.

В открытой системе менеджмента деятельность фокусируется:

  • На быстрой и безболезненной адаптации к новым внешним условиям.

  • Маркетинговых и инновационных стратегиях.

  • Регулярном тестировании гипотез.

  • Поиске новых возможностей.

  • Творческом подходе в решении задач.

  • Предупреждении рисков.

  • Аналитике влияния действий компании на изменении положения на рынке.

В такой модели человеческий фактор играет одну из ключевых ролей, а эффективность функционирования проверяется через успешное достижение целей и способность к самоорганизации сотрудников.

Стили управления

Программный или «жесткий» менеджмент обычно строится в тех компаниях, где традиционно сильна иерархическая структура власти. Например, в крупных корпорациях. В таком случае основной мотивацией сотрудников становится четкое исполнение приказов вышестоящих начальников. Задача подчиненного — выполнить свою работу хорошо, принести компании деньги и заработать самому. «Работа не место, где работник становится счастливым», — пишет Дэн Кеннеди, автор книги «Жесткий менеджмент».

Преимущества:

  • Высокая степень предсказуемости.

  • Легкий контроль.

  • Эффективность в условиях большого количества линейного персонала и высокой текучести кадров.

Недостатки:

  • Несвоевременное реагирование на внешние изменения.

  • Низкий темп выполнения задач.

  • Существенное искажение информации в процессе согласования между управленческими уровнями.

  • Сотрудники не понимают, как результат их работы влияет на продукт компании.

Целевое управление. Эта модель довольно популярна в западной бизнес-среде и подходит компаниям, в которых человеческий фактор имеет большое значение, а HR-отделы настроены на поиск лучших сотрудников на рынке. Основная стратегия в этом случае — достижение глобальной цели компании через локальные и персональные ожидания отделов и сотрудников.

В такой системе руководитель занимает позицию ментора: помогает поставить цели, оценивает результаты работы, мотивирует подчиненных, поддерживает инициативы, дает адекватные инструменты и ресурсы для выполнения задач. Его важнейшие навыки — четкое планирование и умение однозначно формулировать ТЗ.

Преимущества:

  • Оперативная реакция на внешние и внутренние изменения и запросы потребителей.

  • Высокая привлекательность среди соискателей, HR-бренд.

Недостатки:

  • Требуется высокий уровень ответственности и вовлеченности каждого сотрудника в рабочие процессы.

  • Кроме экспертизы, руководителям нужны развитые мягкие навыки и эмпатия.

  • Если хотя бы одно звено выпадает, то ломается вся цепочка.

Адаптивный менеджмент. Модель, релевантная для компаний, стабильность которых сильно подвержена влиянию внешних факторов. Например, ее широко применяют брокерские организации и другие биржевые игроки. Основная цель — вовремя замечать изменения и зарабатывать на них, поэтому требуются регулярные объемные инвестиции в системы мониторинга.

Адаптивная эффективная система менеджмента работает на предприятиях, которые способны:

  • Быстро менять ассортимент товаров без ущерба для качества.

  • Обеспечивать хорошую клиентскую поддержку.

  • Выстраивать гибкие отношения между руководителями и подчиненными.

  • Принимать решения и рисковать в пользу быстрой реакции на изменения.

Самоуправление или самообучение. Эта система эффективного менеджмента подходит для быстроразвивающихся компаний и стартапов. В таких структурах бизнес-цели достигаются за счет взаимного обучения сотрудников.

Преимущества:

  • Глубокое взаимодействие между сотрудниками.

  • Совместная ответственность работников за принятые решения.

  • Высокий уровень ответственности.

  • Быстрая проверка гипотез для вывода новых продуктов на рынок.

  • Высокие шансы первыми занять новую нишу на рынке.

Недостатки:

  • Слабый контроль, нет классической иерархии.

  • Обязательная лояльность всех сотрудников к компании.

  • Долгий поиск персонала, который умеет работать без внешнего контроля.

Тренды менеджмента

Эффективное функционирование системы менеджмента во многом зависит от того, как компания реагирует на запросы общества и адаптирует их под свою структуру. Эксперты отмечают несколько тенденций, на которые стоит обратить внимание.

  1. Эксперименты с инновационными продуктами, технологиями или подходами к обслуживанию клиентов, даже если такие вложения кажутся рисковыми.

  2. Инвестиции в высокий уровень профессионализма руководящего звена.

  3. Лояльное отношение к сотрудникам, поддержка их талантов и идей.

  4. Отказ от краткосрочных выгод в пользу достижения стратегической цели.

  5. Социальная ответственность компании, ориентация на экологическое, социальное и корпоративное управление (ESG).

  6. Навыки привлечения внешнего капитала для достижения финансовой устойчивости, а также согласие с временными убытками в пользу будущей выгоды.

  7. Знание и грамотное использование всех активов компании. Необходимо не только постоянно пополнять ресурсы, но и вовремя избавляться от балласта.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? , мы поможем!
Заявка на бесплатную консультацию
Хотите быть в курсе самых выгодных предложений и получать полезные материалы - *

*1 раз в неделю только самое важное и интересное из области бизнес-образования!

Заполните форму регистрации