Шесть шагов по разработке программы развития сотрудников

Шесть шагов по разработке программы развития сотрудников

Почему обучение менеджеров по продажам следует начинать с учредителей и топ-менеджмента, как определить формат занятий и найти исполнителей
2560

Вместе с бизнес-тренером Аленой Казаковой мы разобрались в форматах, которые следует использовать при построении программы развития персонала, поняли, как связать ее с глобальными бизнес-целями и какие распространенные ошибки допускают компании на этом пути.

Чтобы создать работающую систему развития сотрудников, нужно сделать шесть основных шагов.

Проведите аудит

Обязательно проанализируйте текущее состояние компании — своими силами или с помощью сторонней организации. По итогам этого аудита вы должны получить ответы на вопросы:

  1. Присутствуют ли сбои в бизнес-процессах и где конкретно?

  2. Каковы слабые и сильные стороны компании (на что делать упор)?

  3. Кто из сотрудников готов к изменениям, а кто нет?

  4. Кто будет участвовать в разработке программы развития?

  5. Хватит ли сил, чтобы осуществлять контроль за нововведениями?

  6. Чего хотят сами сотрудники?

Эти данные помогут определить вектор дальнейшего движения. 

Основная задача любой программы развития — закрыть пробелы и усилить зоны роста компании. И часто во время аудита становится понятно, что работу нужно начинать не с сотрудников, а с главного руководящего состава компании. Например, собственник обращается с запросом: «Мало продаж, проведите обучение по продажам и переговорам». Мы проводим предварительный аудит и видим, что менеджеры продают очень качественно. Зато на верхних уровнях компании коллапс: нет единых ценностей компании, учредители дают противоречивые задачи топ-менеджменту, а топ-менеджмент не знает управленческих стратегий.

Начните с учредителей

Подготовка программы развития начинается с учредителей. Сначала проведите стратегические сессии, а потом спуститесь на ступень ниже и поработайте с топ-менеджментом — возьмите за основу единую концепцию, которую приняли перед этим на уровне учредителей. На следующем шаге спуститесь до руководителей подразделений, дайте им единую систему ценностей и бизнес-процессов. И только потом приступайте к работе с менеджерами по продажам или другими линейными специалистами.

Если вы сразу проведете цикл тренингов для менеджеров по продажам, минуя управленцев, то получите лишь рост мотивации на несколько недель и новые знания, которые так и останутся на бумаге.

Свяжите систему развития сотрудников с бизнес-целями

Чтобы это сделать, следует принять единую систему ценностей на самом верхнем уровне и поэтапно спускать ее до низшей ступени. Иногда эта работа длится больше года, но она экономит бюджет и время, которое вы потратите на одноразовые, бессмысленные тренинги.

Подготовьте план проекта

Разработайте дорожную карту проекта развития на фоне утвержденных ценностей и программы. Включите в нее планы обучения сотрудников всех уровней, процедуры контроля и форматы — используйте смешанный формат обучения, при котором очные встречи перемежаются с онлайн-уроками.

Большая часть работы с учредителями и руководителями — это очные бизнес-игры, мозговые штурмы. Также сюда можно включить блок теории в формате видеоуроков с выполнением домашних заданий. Не забывайте о поддержке: каждый руководитель должен иметь наставника, к которому он может обратиться за помощью и советом.

Линейным сотрудникам лучше подойдет другой формат: больше видеоуроков, меньше очных тренингов. Если у компании много филиалов, тренинги можно проводить по видеосвязи. Формат видеоуроков очень удобен — в них должна содержаться база, которая меняется не чаще, чем раз в год. Один раз разрабатывается программа, записываются видео и далее сотрудники проходят курс. Вести этот проект должен бизнес-тренер в связке с HR-отделом, форматы взаимодействия могут быть разными:

  1. Штатный бизнес-тренер, который разрабатывает тимбилдинги и внутренние программы развития, проводит тренинги.

  2. Приглашенные бизнес-тренеры, регулярные выезды сотрудников на конференции и семинары.

  3. Внутренняя интерактивная система обучения в онлайн-режиме.

Определите исполнителей

Видеоуроки должны записывать внутренние эксперты — каждый делает это в своей теме. Менеджеры по развитию готовят брифы, на основе которых происходит запись материала. Для записи нужно либо обратиться к подрядчикам, либо обучить сотрудников работе с нужными инструментами (например, программа OBS Studio).

Выберите платформу для размещения

Когда уроки по программе будут готовы, откройте к ним доступ. Для использования в качестве образовательной платформы подойдет ваша CRM-система или стороннее приложение (например, iSpring, Unicraft, Эквио).


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!