Рационалы и иррационалы в организации: обязательны ли конфликты

Рационалы и иррационалы в организации: обязательны ли конфликты

Не секрет, что людям, мыслящим рационально трудно найти общий язык с иррационалами. Если раньше проблемы коммуникации этих двух типов людей чаще рассматривались с точки зрения отношения пары, то сейчас экспертов больше интересуют подобные взаимоотношения в группе. И решение – как же взаимодействовать людям с двумя этими типами мышления, становится актуально для организации.



3310

Человек с рациональным типом мышления сначала все выстраивает в своей голове и только потом действует. Слоган таких людей: «Семь раз отмерь – один раз отрежь». Они любят выстраивать логическую цепочку: «Из точки А в точку Я», минуя все буквы алфавита и разложив все по полочкам. И такие люди как думают, так и говорят: медленно, обоснованно, основательно, последовательно все излагая. Соответственно, их речь занимает много времени.


А вот иррационалы - это люди, чей мозг сразу выдает результат, а потом его корректирует. То есть их маршрут будет выглядеть как «Из точки А – в А1, затем в А2 и в точку Б. Потом – в Б1», и так далее, перебираясь к цели скачками. Для них характерны высказывания: «Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать, и пожалеть», «Ввяжемся в бой – по ходу разберемся». При таком мышлении они так же и разговаривают, поэтому, например, склонны сокращать свою речь: сказали основную идею, а дальше все вроде бы понятно. И при коммуникации это может вызывать сильнейшее раздражение у собеседника – то ли он не понял сути речи, то ли его сотрудник/начальник просто идиот.


Например, в диалоге начальнику – иррационалу нужно понимать суть происходящего, и на всякого подчиненного, объясняющего все долго и нудно, он реагирует словами: «Я ничего не понимаю, объясните мне все в одном предложении». Или наоборот: пришедшего с какой-то идеей сотрудника руководитель с рациональным мышлением встретит недоумением («И что он хочет мне сказать?»), и будет ждать, когда ему разложат все по полочкам.


Конечно, из-за таких разных типов мышления в организации случаются конфликты. То есть, мы говорим долго – нас перебивают, или нам кажется, что мы говорим убедительно, а начальнику кажется, что привели недостаточно доказательств (потому что он – «рационал»). Такие конфликты все больше сказываются на деятельности компании. И, если два человека понимают это, могут между собой договориться, донести до собеседника – в каком формате с ним лучше общаться, проблем в коммуникации можно избежать.


С этой точки зрения удобно какие-то вещи излагать письменно – теряется эффект психологического раздражения. Например, я знаю, что руководитель любит воспринимать одну идею, написанную одним предложением. Я сделаю ему три слайда в PowerPoint – и этого будет достаточно. Или наоборот, я знаю, что моему руководителю требуется настоящий бизнес-план, который он будет внимательно читать. И я приготовлю для него подробный документ, пусть изучает.


Необходимо отметить, что такой подход подразумевает ответственность с двух сторон. Одна сторона должна заявить или объяснить, в каком формате нужно подать информацию, а другая сторона – услышать это и даже уточнить запрос: «Вам вкратце или детально?».


comments powered by HyperComments
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? , мы поможем!
Заявка на бесплатную консультацию