По определению известного западного экономиста и маркетолога Филиппа Котлера, маркетинг как набор инструментов и концепций во многом базируется на удовлетворении потребностей. Зная, как работает механизм возникновения этих потребностей, можно создавать и продвигать востребованный у конкретной аудитории продукт. Обычно для этого маркетологи используют теорию пирамиды Маслоу.
Что такое пирамида потребностей
Это упрощенное описание теории иерархии потребностей человека, которую разработал американский психолог Абрахам Маслоу. Идея в том, что у каждого человека есть множество желаний и потребностей, но все их можно разделить на пять групп.
-
Физиологические: потребность в еде, воде, обеспечении естественных нужд человека.
-
Потребность в безопасности. В эту группу входят как нужда не беспокоиться о своем здоровье и жизни, так и потребность быть в комфорте с психологической точки зрения. Еще в нее включают желание стабильности существования — возможность человека планировать и постепенно достигать целей.
-
Социальные потребности. Это нужда в общении, любви, желании создать семью и заботится о других, отношения с другими людьми.
-
Престижные. Нужда в признании значимости человека другими. Потребность в самоуважении, карьерном продвижении, возвышении над другими людьми в условных рейтингах и соревнованиях.
-
Духовные. Поиск смысла жизни, самоидентификации, мудрости.
Маслоу считал, что человек движется по категориям потребностей, словно по лестнице: сначала удовлетворяет физиологические потребности, то есть нужду первого уровня, а затем уже у него возникает потребности следующих уровней.
Важно: никто не утверждает, что последовательность возникновения потребностей может быть только такой. Речь идет лишь о степени мотивации. Например, голодный человек может желать престижа. Но с большей долей вероятности он сначала удовлетворит потребность в еде, а уже затем будет добиваться признания от других.
Программа «Маркетолог»
- Как провести анализ рынка и определить целевую аудиторию заказчика, сформировать стратегию продаж, которая будет приносить прибыль?
- Как наладить работу в социальных сетях, управлять командой
в диджитал-проекте? - Какие системы сквозной аналитики бывают, как их настроить?
Примечательно, что понятие пирамиды потребностей ввел не автор теории Маслоу. Первоисточник возникновения такого представления ученые не знают, но в научных работах часто звучит Филип Котлер — якобы он предложил модель потребностей в виде пирамиды для простоты понимания теории.
Сейчас теория трансформировалась, а маркетологи часто изображают пирамиду с большим количеством деталей. Например, делают семь ступеней:
-
Сначала идут физиологические потребности.
-
Потребность в безопасности.
-
Социальная потребность — желание любви и принадлежности к какой-то группе.
-
Потребность в признании — человек хочет добиться уважения от других.
-
Познавательные потребности — желание изучать мир, приобретать и развивать навыки.
-
Эстетические потребности — стремление к красоте.
-
Духовные потребности — исследование своей личности, поиск смысла жизни.
Относиться к теории иерархии потребностей стоит с долей скепсиса, потому что ее не получается проверить научными методами, например, провести количественное исследование. Это не более чем теория, на которую можно опираться при построении маркетинговых гипотез. Но каждую из них следует проверять на практике.
Свои идеи Маслоу проверял, исследуя биографии известных творческих личностей, например, Авраама Линкольна и Альберта Эйнштейна. При этом он игнорировал тех, кто также добился больших успехов в высших ступенях пирамиды потребностей, но был лишен других благ. Например, творил или занимался философией в условиях опасности и голода.
Как используют теорию потребностей в маркетинге
Людьми в разное время движут разные потребности, считал Котлер, ссылаясь на Маслоу. Если опираться на теорию потребностей, то нет смысла предлагать голодному человеку удовлетворить потребность в любви, а тому, кто не чувствует себя в безопасности, искать смысл жизни. Опираясь на эту теорию, пирамиду Маслоу используют для анализа рынка и сегментации целевой аудитории.
Анализ рынка. Нужно определить, потребности какой целевой группы удовлетворяет товар или услуга. А затем выяснить, достаточно ли на рынке людей, находящихся на этой ступени потребностей.
Например, предприниматель решил открыть недорогой фастфуд в спальном районе — что-то простое и даже не очень качественное, но при этом значительно дешевле аналогов. По Маслоу это основание пирамиды, удовлетворение физиологических потребностей.
Значит, нужно изучить достаток и поведение потребителей: насколько они голодны, позволяет ли их доход удовлетворять потребность в пище теми продуктами, что сейчас продаются в этом микрорайоне, насколько им комфортно будет покупать пищу, которую предлагает бизнес. Узнать это можно с помощью интервью с представителями предполагаемой целевой аудитории.
Если на рынке присутствует много потребителей с низким доходом, которые не могут удовлетворить потребность в пище, то открытие точки с недорогим фастфудом — гипотеза, которую стоит проверить. Если нет, нужно или искать другой район, или переделать продукт под иные потребности целевой аудитории.
Сегментация аудитории. Опираясь на теорию Маслоу, можно сформулировать маркетинговые коммуникации и отсечь ненужную аудиторию. Например, когда ресторан приглашает на светский вечер с дегустацией вин, этим он как бы говорит: «Мы работаем только для тех, кто находится на высших ступенях пирамиды потребностей». Люди, которым нужно быстро удовлетворить голод, вряд ли обратят внимание на креатив ресторана, и бизнесу не придется тратить рекламные ресурсы на лишнее взаимодействие.
Создание креативов. Понимание, на каком уровне потребностей находится целевая аудитория, пригодится и для продвижения продукта. Зная мотивы покупателей, можно генерировать маркетинговые продукты под их нужды.
Например, если аудитория бизнеса удовлетворяет физиологическую потребность в еде, то в рекламе логично будет использовать слоганы с упором на скорость и доступность: «Накормим за одну минуту», «Работаем 24 часа». Если у аудитории потребность в познании, то привлекать ее стоит не лозунгами, а полезной рассылкой и блогом с интересными статьями.
Задача маркетинга — найти актуальную потребность и показать, как бизнес удовлетворит ее.
Чем еще иерархия потребностей может помочь бизнесу
Теорию Маслоу в бизнесе можно использовать не только для изучения и привлечения клиентов. Еще она помогает лучше понять сотрудников, разобраться, чем их мотивировать и как сделать их работу комфортнее.
Для этого в компании нужно создать систему сбора информации. Например, у соискателей уточнять мотиваторы на собеседовании, а для действующих сотрудников внедрить практику one-on-one бесед с руководителями или периодических онлайн-опросов.
Если у сотрудника не удовлетворены физиологические потребности и есть проблемы с безопасностью, бесполезно мотивировать его признанием и другими факторами с высших ступеней пирамиды, лучше подумать о повышении его дохода.
Верно и обратное — если базовые потребности сотрудника удовлетворены, а он теряет мотивацию к работе, нужно проработать другие уровни пирамиды. Например, выяснить, все ли в порядке у работника с принадлежностью к группе — принимает ли его коллектив, нет ли проблем в общении.
Если все в порядке, следует поработать с уровнями познания и признания. Может быть, предложить сложные задачи или отправить его на курсы повышения квалификации. Ведь если человеку в работе все понятно, то скоро работа ему наскучит — то есть появится потребность в познании.
Руководителю нужно постоянно отслеживать, на каком уровне в иерархии потребностей находятся его сотрудники. И регулировать их нагрузку и мотивацию. Значит, продуктивность в коллективе будет сохраняться на постоянно высоком уровне, а текучесть персонала из-за неудовлетворенности снизится.