Когда бизнес растет, финансового планирования в Excel уже недостаточно. Нужно понимать, как движутся деньги, какие есть варианты привлечения ликвидности при дефиците денег или наоборот, как эффективно управлять свободными средствами. Плюс учитывать рыночные риски и конъюнктуры. Рассказываем, как решить эти задачи и как построить отдел казначейства в организации.
— Проблемы распределенного управления финансами
— Какие функции выполняет отдел казначейства
— Как организовать казначейство
Проблемы распределенного управления финансами
Обычно даже в крупных компаниях и корпорациях решение финансовых задач распределено между разными подразделениями:
-
Финансово-экономическая служба планирует бюджет, собирает потребности в финансировании от других подразделений, контролирует исполнение планов, формирует платежные документы и реестры на оплату.
-
Бухгалтерия занимается расчетно-кассовыми операциями и ведет взаиморасчеты с контрагентами.
-
Отдел продаж прогнозирует доходы в зависимости от поведения покупателей.
-
Маркетинговый отдел занимается анализом рынка и потенциальных сделок.
-
Финансовый директор контролирует все процессы, анализирует результаты и занимается прогнозированием.
В результате финансовые задачи распределены между разными отделами и в целом выполняются, но при этом нигде нет единого понимания и долгосрочного финансового планирования. Например, платежами занимается бухгалтерия, а планирования — планово-финансовый отдел, поэтому нередко контрагенты получают оплату с задержками, что провоцирует снижение репутации компании и риски не получить вовремя заказанные товары и услуги.
Приглашаем на курс «Специалист отдела казначейства»
Эксперты-практики помогут разобраться в ключевых этапах внедрения системы казначейства в компании, научат управлять издержками и затратами, планировать и оптимизировать денежные потоки предприятия, дадут инструменты для управленческого учета.
Вы разовьете навыки оценки и анализа оборотного капитала, поймете его роль в финансировании операционной деятельности, узнаете, как автоматизировать систему бюджетирования.
Растут и финансовые риски — за долгосрочное планирование отвечает финансовый или коммерческий директор, но он может не успевать этим заниматься из-за других обязанностей. Кроме того, недостаточная оперативность в получении информации мешает принимать быстрые решения.
Что такое казначейство
Казначейство в организации — это подразделение, которое берет на себя ответственность за комплексное управление финансами в организации, занимается всей технической и аналитической работой. И освобождает финансовому директору время и силы на принятие управленческих решений.
Если выстроить отдел грамотно, бизнес получит оперативное управление всеми финансовыми потоками компании:
-
Отдел будет собирать информацию из других подразделений, обрабатывать и ее и контролировать качество финансовых решений.
-
Планирование будет эффективнее — решения в казначействе принимаются на основе собранных сотрудниками данных, а не на основе переданной и обработанной в другом отделе информации.
-
Часть задач казначейства — анализировать финансовые риски, поэтому планирование будет качественнее и с учетом возникновения сложных ситуаций.
Как правило, в отделе казначейства сотрудники занимаются финансовым анализом и управлением. При этом бухгалтерия работает как отдельное подразделение, но в тесной связке с казначейством.
Какие функции выполняет отдел казначейства
Казначейство коммерческой организации, в зависимости от потребностей бизнеса, может быть как небольшим отделом, так и полноценным подразделением. При этом основные функции не меняются:
-
Управление ликвидностью — то есть анализ остатков денег на счетах, управление ими как ресурсами. Казначейство ищет пути увеличить доходность денег, оптимизировать расходы компании.
-
Управление денежными потоками — в задачи казначейства входит анализ движения денежных средств, контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженностей, синхронизация этой информации с отделами, которые занимаются взысканием средств.
-
Контроль оборотного капитала — специалисты отдела казначейства следят за состоянием активов организации, то есть деньгами на счетах и быстро реализуемом имуществом, анализируют долгосрочные инвестиции и обязательства компании. Условно, казначейство должно в любой момент понимать, сколько организация может позволить себе трат, как быстро она найдет ресурсы.
-
Управление финансовыми рисками — специалисты казначейства анализируют валютные риски, например, следят за прогнозами валютного курса и контролируют, чтобы колебания не сократили прибыль бизнеса. В обязанности подразделения входят и контроль за рисками доходности — то есть казначейство следит, чтобы действия бизнеса не снизили общую процентную доходность от всей компании.
Большой блок задач казначейства связан с финансированием компании: специалиста разрабатывают политику финансирования, следят за балансами, анализируют прошлые периоды и занимаются бюджетированием.
Как организовать казначейство
Внедрять систему казначейства в бизнесе можно постепенно — сначала нанять одного сотрудника или вовсе найти активного и ответственного работника в финансово-плановом отделе и предложить ему новые функции. Универсальные функции подразделения в любом бизнесе: управление издержками и затратами, планирование и оптимизация денежных потоков в организации, управленческий учет, контроль и оценка оборотного капитала и финансирования операционной деятельности.
В расширенном виде навыки руководителя отдела казначейства выглядят так:
-
Контроль за организацией и автоматизацией отдела казначейства.
-
Выстраивание системы взаимоотношений между казначейством и финансовым директором.
-
Понимание методов перераспределения финансовых обязанностей и создания центра финансовой ответственности в бизнесе.
-
Проведение анализа потребностей бизнеса в финансовом планировании и управлении.
-
Изучение текущей системы бюджетирования в организации, знание типичных ошибок и умение их распознать в операционной деятельности организации.
-
Понимание и грамотное применение разных методов планирования финансовой структуры бизнеса, в сотрудничестве с финансовым и коммерческим директором компании.
-
Построение системы бюджетирования компании, настройка системы ответственности за результаты отдела.
В идеальной ситуации сотрудник отдела казначейства также должен уметь автоматизировать систему бюджетирования или хотя бы составлять техническое задание для привлеченных ИТ-подрядчиков.