Всю жизнь мы чему-то учимся, примеряя на себя новые роли, новые обязанности, новые профессии. Но с возрастом меняться, адаптироваться к непривычным условиям, подстраиваться под другой ритм и стиль жизни становится сложнее. Так же, как сложнее становится выбираться из своей раковины и узнавать что-то новое.
Существует целая наука помощи взрослым в обучении, - это андрагогика. Её основные правила сформулировал в 1970 году М. Ноулс. Например, то, что взрослый человек сам знает, зачем он пришел учиться. Он хочет как можно быстрее применить полученные знания на практике. И на всём протяжении обучения его отношения с преподавателем скорее партнерские, в отличие от обычной схемы «учитель – ученик». Более того, опыт и знания обучающегося взрослого влияют на стиль и содержание уроков. И они должны быть основаны на практических занятиях, потому что взрослый человек учится с помощью реального действия. То есть уроки должны состоять из дискуссий, тренингов, деловых игр, анализа кейсов.
Современные реалии вносят коррективы в теорию Ноулса. «К сожалению, сейчас все больше инфантильных людей, которые готовы делать только то, что интересно и нравится. Они быстро сдаются, столкнувшись с трудной или скучной темой в вузе или на тренинге. Даже если понимают, что от овладения ей зависят карьера и благосостояние», - делится Татьяна Бадя, автор тренингов по скорочтению и развитию интеллекта. Татьяна говорит: «Согласно классическим исследованиям, первоклассник может удерживать внимание на одном объекте не больше 5 минут, а взрослый – уже 15-20 минут. Однако новейшие наблюдения показывают, что при обучении взрослые скатились до практически детских результатов. Теперь они способны концентрироваться лишь в течение 6-8 минут.
А значит, пришло время объединять приемы андрагогики и педагогики. Меньше надеяться на сознательность обучаемого (особенно в вузах) и внедрять игрофикацию. Не готов освоить материал ради своего будущего? Пусть учит ради нового покемона в коллекции».
Такой подход позволяет взрослым ученикам анализировать методики образовательного учреждения: необходима практика (заданные «уроки» на дом или «разбор полётов» в группе) и последующий анализ выполненного задания. Кроме того, слушатели курса могут поделиться собственным опытом. В этом случае достигаются сразу две цели: эмоциональное удовлетворение спикера от своих знаний и решение бизнес-проблем на реальном примере. Замечательно, если лектор тоже может привести примеры из собственной практики. Комментирует Виктор Осадчий, senior quality manager онлайн-школы английского EnglishDom: «Самой большой особенностью, одновременно и преимуществом для преподавателя, является то, что взрослые люди, как правило, показывают более высокий уровень мотивации, чем дети. Большая часть преподавателей с радостью согласится на занятия именно со взрослыми и нередко откажется от занятий с ребенком.
Ведь взрослый сам принял решение учиться, сам оплачивает занятия, сам знает, зачем ему или ей пригодится будущий набор знаний. Для взрослого студента очень важен, помимо профессионализма, еще и эмоциональный фон занятий. Ведь уроки английского увлекательней и легче посещать с живым и интересным педагогом, пусть даже и с меньшим опытом работы, но умеющим дать необходимую искру и зажечь студента желанием учиться, чем заниматься со строгим, медлительным, но очень опытным преподавателем».
Нужно понимать, что процесс запоминания и осмысления у взрослого человека происходит медленнее, чем у ребёнка. И, когда взрослый человек идет учиться, он хочет реализовать свои возможности, научиться управлять своей жизнью и работой. Поэтому очень важными становятся методы обучения. Но общие принципы преподавания, безусловно, остаются неизменными. «Работаю как с детской, так и со взрослой аудиторией. Веду по сути дела одни и те же тренинги по публичным выступлениям. И скажу, что особого отличия двух аудиторий я не вижу. Взрослые иногда чуть более скованны вначале, чуть более медленно понимают игровые задания и чуть быстрее пишут. Анализируют информацию на другой день и задают вопросы. Вот, пожалуй, и все отличия. Они точно так же нуждаются в одобрении и похвале, точно так же как и дети, оценивают информацию и удивляются ей. И точно так же необходимо разжевывать информацию. И взрослые также азартно играют, включаются в игру сначала осторожно, а потом отдаются ей на 100%. И получают максимальное удовольствие. Поэтому, когда я переключаюсь со взрослой аудитории на детскую, меняю лишь примеры: одним рассказываю про выступления школьников, другим про выступления в бизнесе», - делится Ирина Баржак, генеральный директор Института публичных выступлений.
Общность и разницу в обучении детей и взрослых резюмирует Николай Новоселов, генеральный директор научного шоу-проекта ArtNauka: «Если в общении с подростками рекомендуется забыть, что они дети, то в общении со взрослыми детское начало – первое, что нужно поощрять. Стоит также понимать, что у некоторых могут быть пробелы в тех или иных областях знаний (иностранный язык, биология, физика и т.д.). В таких случаях любая информация должна преподноситься аккуратно, вопреки расхожему у нас: «И дураку известно».
«Взрослыми руководит внутренняя мотивация, а значит, их проще вовлечь: часто на модулях им интереснее, чем детям, но им нужно помочь переступить через неловкость и сделать первый шаг», - продолжает Николай Новоселов. «Вызвать у них искреннее восхищение только на первый взгляд кажется сложным. Сколько раз, проводя тот или иной эксперимент, мы наблюдали неподдельную радость на лицах людей, еще минуту назад скептически переливавших жидкости в пробирках или соединявших проводки между картофелем».
Итак, обучаясь, взрослые не слишком отличаются от детей. В то же время есть несколько рецептов, позволяющих им лучше запомнить материал и сконцентрироваться на уроке. Занятие не должно быть дольше 1,5 часов, при этом его лучше разбить на несколько блоков. В начале – легкий материал для погружения в тему. Далее, в фазу наибольшей работоспособности, составляющую 30-40 минут, следует давать основную информацию. Затем внимание слушателей ослабевает, но в конце занятия стоит снова кратко пересказать суть урока, поскольку услышанное в самом начале и конце запоминается лучше.
При этом взрослые лучше усваивают материал, если он подан с юмором, в речи лектора используются афоризмы или «крылатые выражения», и он может использовать разные каналы восприятия. Для концентрации внимания следует чередовать виды деятельности и теорию с практикой, менять темп подачи материала.
Интересны результаты опытов Б. Зейгарник и К. Левина: незавершенное действие запоминается лучше завершенного. То есть прерванная игра или задание помнится на 90% дольше, и человек старается доделать начатое при возможности.
Конечно, не существует универсальных способов обучения, подходящих всем взрослым. В самом начале курса ученик должен сам сформулировать: зачем ему изучать что-то новое. А задача преподавателя в этом случае – помочь ему самостоятельно находить решения, способствовать самореализации и создать положительный фон на занятиях.