Дело техники: пять шагов к нестандартным решениям

Дело техники: пять шагов к нестандартным решениям

Чтобы мыслить креативно, необязательно быть творческой личностью. Этот навык можно развить, выполняя специальные упражнения.
3860

Регулярные тренировки помогут развить воображение и наблюдательность, научат задавать правильные вопросы и убеждать людей, покажут привычные процессы под другим углом. Такие навыки могут быть полезными во многих специализациях. Если подходить к делу не только с умом, но и с креативом, то шансы получить новых клиентов или придумать уникальный продукт возрастут.

— Шаг 1: создавайте парадоксы

— Шаг 2: задавайте вопросы

— Шаг 3: продолжайте фантазировать

— Шаг 4: ищите ассоциации

— Шаг 5: думайте вместе

— Как сделать техники эффективнее

Шаг 1: создавайте парадоксы

Действуя в соответствии с логикой, мы решаем задачи быстро и эффективно. Но в нестандартной ситуации иногда приходится импровизировать.

Железные аргументы

Вы слышали абсурдную теорию о том, что Земля — плоская? Адепты этой концепции приводят аргументы, которые звучат вполне убедительно, если не знать, что Земля — шар.

  • Выберите самую нелепую гипотезу.

  • Сформулируйте десять аргументов, которые ее обосновывают.

  • Докажите свою теорию друзьям и коллегам.

Пример. Объясните за 15 минут, почему Луна сделана из сыра.

Зато

Вспомните, как часто в ответ на неудачи вы говорите слово «зато». Превращение недостатков в преимущества — тоже акт творческого мышления.

  • Сформулируйте отрицательную ситуацию или свойство.

  • Абстрагируйтесь: пусть объект размышлений не зависит от вашего продукта.

  • Придумайте 10 контраргументов: почему плохо — это хорошо.

Пример. Найдите 10 преимуществ в том, что волк разрушил домики трех поросят.

Шаг 2: задавайте вопросы

Правильно заданные вопросы творят магию. Полученные ответы могут полностью изменить наше представление о ситуации. Новые вводные сужают круг поиска решения. Но, не зная всей правды, мы можем строить множество предположений и придумывать самые невероятные события.

Пропущенное звено

В одной словесной игре ведущий описывает финал какого-то абсурдного случая. Игроки задают вопросы ведущему, пытаясь понять, что произошло. Сложность в том, что ведущий может отвечать только «да» и «нет». Чтобы найти истину, нужно построить много гипотез. Причем новые ответы могут радикально менять ваши рассуждения, то приближая к отгадке, то запутывая историю еще больше.

  • Попросите друга загадать вам какую-то ситуацию.

  • Задавайте ему вопросы и внимательно сопоставляете ответы.

  • Предложите несколько вариантов произошедших событий.

Пример. Готовые детективные истории для упражнений можно найти в подборках для игры «Данетка».

Узнайте, как развить навыки эффективного управления временем, научиться убеждать коллег и повысить самомотивацию, на тренинге «Многозадачность: как сосредоточиться и преодолеть дефицит внимания».

Что было дальше

Этот способ задавать вопросы не только прибавит сто очков вашей креативности, но и поможет избавиться от тревоги.

  • Обозначьте ситуацию, которая вас беспокоит.

  • Спросите себя: что будет, если это произойдет?

  • Получите ответ и снова спросите: и что дальше?

  • Двигайтесь по цепочке, пока не доберетесь до самого плохого или самого хорошего варианта (лучше построить несколько цепочек).

  • Так негативные сценарии помогут найти выходы из трудных ситуаций, а позитивные рассуждения вдохновят на новые решения.

Пример. Что если я не смогу заинтересовать инвесторов своим продуктом? Чем это может обернуться в самом ужасном или в самом благоприятном случае?

Шаг 3: продолжайте фантазировать

Что они здесь забыли. Это упражнение развивает наблюдательность и умение рассказывать истории — навык для очных презентаций и выступлений!

  • Выберите любого человека в необычной ситуации, например, на улице или на фотографии.

  • Придумайте: почему он сюда пришел и чем занят?

  • Расскажите увлекательную историю про этого человека. Или придумайте несколько коротких скетчей о нем.

Пример. Женщина в элегантном платье стоит на кухне и пьет чай из треснутой чашки, вокруг — разбитая посуда. Что она здесь забыла? Правильного ответа нет. Вся история — это только ваша фантазия.

Шаг 4: ищите ассоциации

Ассоциации можно генерировать каждую минуту и по любому поводу. Произвольные комбинации могут показаться странными, а могут превратиться в новые идеи или перезапустить зашедший в тупик мыслительный процесс.

Ящик идей

Майкл Микалко, один из мировых экспертов по креативности, в своей книге «Рисовый штурм» приводит метод ассоциаций, который называет «Ящик идей».

  • Разбейте свойства вашего продукта на несколько категорий.

  • Напишите категории горизонтально, а соответствующие свойства под ними вертикально.

  • Возьмите из каждого столбика по слову и соедините их в произвольном порядке.

Пример. Чтобы сочинить слоган, можно создать три категории: существительные, прилагательные и глаголы. А затем соединить по одному слову из каждой категории в предложение из трех слов, в котором будет подлежащее, сказуемое и определение.

Шаг 5: думайте вместе

Мозговой штурм — способ собрать много решений от всей команды в формате увлекательной игры. Важно, чтобы люди знали, что их предложения не будут критиковать. Пусть проект получится нереальным — это то, что нужно!

Странный заказчик

Проработка стандартного проекта для необычного заказчика поможет абстрагироваться от решений, которые вы уже не раз применяли в текущих проектах.

  • Выберите любого известного выдуманного персонажа.

  • Придумайте для него продукт, сайт или рекламу.

  • Делайте проект вместе со своей командой. Пусть каждый выполняет свою обычную роль.

Пример. Разработайте промоакцию для продвижения услуг богатырского коня.

Как сделать техники эффективнее

  • Тренируйтесь в спокойной обстановке. От фантазий лучше не отвлекаться.

  • Не критикуйте себя и результаты. Нет «правильных» или «неправильных» фантазий. Годится все, что вы придумали. 

  • Пробуйте несколько раз, креативные решения приходят внезапно, а не по расписанию.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!