Урегулирование конфликтов — сложная тема, особенно если речь идет о споре между собственниками бизнеса. У каждого есть личностные особенности, которые, по сравнению с другими людьми, у них проявляются особенно ярко из-за иной внутренней динамики. И это накладывает значимый отпечаток на отношения между партнерами:
-
Собственники обладают сильными лидерскими качествами.
-
Их характеризует выраженная нерегулярность — в отличие от менеджеров, собственники редко способны на выполнение однообразных управленческих алгоритмов (например, довести задачу или проект до конца).
-
Они редко обладают хорошей памятью, иногда забывают о договоренностях.
-
Обладают особым чувством «наиболее благоприятного момента» для действий.
-
Владеют выраженной предпринимательской интуицией. Она у каждого своя, благодаря ей собственники знают, как и когда развивать бизнес.
-
Их мотивы: «Это мое!», «Я это делал», «Я имею на это право», «Мой вклад наибольший» и «Я прав».
Обычно эти черты у собственников проявляются ярко, накладывая отпечаток на отношения между партнерами. Часто конфликт между собственниками с разными моделями лидерства (например, силовой и экспертной) заканчивается неудачно.
Причины конфликтов
В основном конфликты собственников разворачиваются вокруг этих факторов:
- Время. Кто-то не хочет или не может тратить свое время на бизнес.
- Деньги. Кто и сколько будет получать от бизнеса и за работу в бизнесе.
- Власть и влияние. Кто и как будет влиять на бизнес-модель, ключевые показатели бизнеса, людей (особенно топ-менеджеров и ключевых специалистов). Это звучит как «Мои интересы в органах управления ущемлены» (везде работают «твои», а не «мои» люди).
- Справедливость. Кто и сколько ресурсов вкладывает и чего заслуживает.
- Ценности. Например, как относиться к людям: как к обычному рабочему персоналу или индивидуально.
- Участие в других бизнесах. Сколько времени собственник тратит на совместный бизнес и какую выбирает финансовую стратегию.
- Безопасность и риски. Формирование фондов, реинвестирование.
- Критерии оценки работы бизнеса. Собственники оценивают бизнес по разным параметрам.
Смотрите также: Как определить управленческий масштаб
Конфликты возникают из-за разницы мотивов и интересов, а также неспособности договариваться. Чаще всего собственники, находясь в конфликте, не могут найти так называемое третье решение, которое отвечает критериям или большей части критериев всех сторон.
Процедура и алгоритм медиации
Медиатору в работе с конфликтом собственников (в практике нашей компании) важно соблюдать такой алгоритм:
-
Премедиация. Обязательно отдельно поработайте с каждым собственником, чтобы он полностью выдал свое видение ситуации. Сообщил, куда и как, по его мнению, она разворачивается.
Важно сделать это именно с каждым порознь, нельзя объединять их в группы. Медиатор должен собрать все мотивы, интересы и взгляд каждой стороны без чьего-либо влияния.
Цель: выяснить, как каждая сторона видит конфликт. Это и будет предметом спора. -
Подготовка медиатора к медиации. Соотнесите и структурируйте полученную информацию.
Выработайте структуру и модель медиации, чтобы процесс был управляемым. Нужно разобраться, в чем мотивы и интересы совпадают, в чем расходятся частично, а в чем — кардинально, и где на самом деле находится источник конфликта.
Цель: подготовить структуру медиации, понять, куда двигаться, продумать варианты действий медиатора при заходе в конфликтную зону. -
Медиация. Дайте сторонам спора модель, в которой они будут работать и искать «третье» решение.
Цель: привести участников процесса к целостному видению ситуации, чтобы у всех была одинаковая картина со всеми совпадениями и противоречиями -
Фиксирование договоренностей. Медиатор — нейтральная сторона. Оформите договоренности без искажений и дополнений какой-либо из сторон
Цель: зафиксировать договоренности именно в таком виде, в каком они были сформулированы. -
Заключительный этап. Окончательно проясните и скорректируйте договоренности на бумаге.
Цель: окончательно зафиксировать все условия, дать комментарии, сделать уточнения.
Успех медиации будет максимально зависеть от первого и второго этапов. Поэтому для работы с корпоративными спорами медиатор должен знать психологию собственника, разбираться в бизнесе и вопросах законодательства.