8 (800) 100-02-03
8 (800) 100-02-03
Какие качества нужны управленцу в постковидный период

Какие качества нужны управленцу в постковидный период

Способность рисковать, гибкость и скорость реакции. Восемь навыков менеджера, которые помогут наладить работу и преодолеть кризис.
2298

Основатель и генеральный директор рекламного агентства «Формула Рекламы» Евгений Запотылок — о лидерских компетенциях, которые следует развивать во время кризиса.

Пандемия стала настоящей проверкой на прочность для многих компаний и их руководителей. Из-за пандемии пострадало почти 70% российских организаций. Менеджмент оказался в ситуации неизвестности и постоянно нарастающего стресса, некоторым организациям пришлось закрыться, кому-то временно, а кому-то навсегда. Многим управленцам пришлось уделять больше внимания бизнес-процессам и контролю операционной деятельности, а также принимать вынужденные меры по сокращению штата, оптимизации расходов, изменению условий труда. 

Последствия карантина до сих пор оказывают сильное влияние на бизнес. Напряженная атмосфера по-прежнему сохраняется, однако если в начале пандемии у многих бизнесов остро стоял вопрос о борьбе за существование, то сейчас компании переживают последствия кризиса, ищут способы восстановления и возвращения к прежним показателям. 

Эффективное управление становится одним из факторов, благодаря которым бизнес продолжает существовать и преуспевать в постковидный период. От того, какой вектор «реабилитации» выбирает руководитель, как меняются методы управления, производится работа над личной эффективностью, зависит скорость восстановления бизнеса. На первый план выходит личность главы компании, его умение действовать во время кризиса, быстро принимать важные решения, не бояться идти на риск и другие лидерские компетенции.

Гибкость и высокая скорость реакции

Пандемия не закончилась, она заставляет руководителей адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям. Ограничения по-прежнему сковывают многие компании, поэтому эффективность руководства зависит от умения главы компании быть гибким и его способности быстро принимать решения. Важно подстраиваться под ограничения, правильно расставлять приоритеты и находить выгодные способы повернуть ситуацию в свою пользу.

Случаи, когда бизнесы во время пандемии не только не потеряли темп, но и выросли, на рынке есть. Например, компании MyoMaster, которая до начала кризиса занималась продажей инвентаря для спортивных залов, удалось существенно увеличить продажи с началом карантина. Руководство приняло решение сделать акцент на домашние тренировки, обновление виртуального магазина бренда и активное продвижение в онлайне.

Управленцы из разных отраслей также пытались адаптироваться: ресторанный бизнес и магазины стали активно развивать доставку, разрабатывали новые меню и сервисы, стали предлагать выгодные условия. Медицинские центры перешли на онлайн-консультации. Многие бренды различного статуса запустили продажу антисептиков и масок. Все это свидетельствует об умении команд видеть новые перспективы и возможности, не держаться за старое и быстро перестраивать процессы.

Планирование

Руководитель любой компании должен заботиться о ее будущем и выстраивать стратегию развития исходя из поставленных целей и задач. В переменчивых условиях и ситуации полной неопределенности сложно что-то планировать, однако стоит стремиться создавать новые цели. В пандемию особенно важно и краткосрочное, и долгосрочное планирование, поскольку в стрессовых ситуациях, требующих мгновенного решения, когда все ресурсы направлены на сохранение бизнеса, все же нужно помнить о будущем, к которому идет компания. При этом необходимо постоянно помнить о новых вводных, не терять контроль и оперативно вносить необходимые изменения в план, — это требует от руководителя компании наличия определенных навыков.

Смотрите также: Лидер и команда

Более того, как показывает практика, опытные управленцы стараются иметь несколько вариантов развития бизнеса, учитывать различные сценарии, в том числе и пессимистичный, при котором бизнес продается или закрывается. Такой подход помогает избежать непредвиденных ситуаций и быстро адаптироваться к новым условиям, снизить риски. Также стоит помнить, что за каждым экономическим кризисом часто происходит подъем потребительской активности. Продумывайте не только то, как избежать форс-мажоров и выйти на привычные показатели, но и как обеспечить рост бизнеса.

Умение оптимизировать процессы 

Кризисная ситуация дает возможности для модернизации. В условиях нестабильности необходимо пересматривать позиции компании, ее направление, устройство и приоритеты, отсекать лишнее, принимать непростые решения о сокращении тех или иных ресурсов. Оптимизация процессов не всегда проходит плавно, она требует от руководителя решительности, подчас жесткости, но часто именно это является единственным способом сохранить бизнес.

Лидерские качества и личная эффективность 

Кризис — это стресс-тест для руководителя. Грамотный управленец должен придерживаться рациональной позиции, чтобы защитить финансовые показатели компании и вселить уверенность в сотрудников. В кризисных ситуациях важно на собственном примере показывать, как нужно действовать и какие меры предпринимать. Если же руководитель испытывает сильный стресс, демонстрирует неуверенность в своих решениях, это подрывает его авторитет и негативно влияет на работу. Не стоит забывать, что слаженность работы зависит от состояния каждого члена команды. Рекомендации по тайм-менеджменту и развитию стрессоустойчивости, основанные на собственном опыте, положительно повлияют на работу коллектива.

Поддержка сотрудников

Карантин и самоизоляция значительно повлияли на моральное состояние и физическое здоровье людей. Кроме того, год удаленной работы нарушил связи между коллегами, сотрудники стали чаще испытывать апатию и выгорать. Поэтому руководителю нужно позаботиться о команде, восстановлении мотивации сотрудников, помощи и психологической поддержке.

На первый план выходит эмпатия — если глава организации умеет ставить себя на место подчиненных, учитывает их мнение и потребности, это позитивно влияет на атмосферу в компании, помогает сотрудникам справляться со стрессом и повышает их работоспособность. 

Также для команды важна сплоченность, особенно в условиях удаленной работы, поэтому руководителю нужно чаще устраивать совместные брифинги, а также внерабочие интерактивы. Коллектив нуждается не только в верном руководстве и организации рабочих процессов, но и в досуге как в виртуальном формате, так и офлайн. Например, это могут быть онлайн-тренировки и тренинги, корпоративный отдых или совместное посещение мероприятий.

Креативность 

Во время пандемии многим компаниям пришлось переквалифицироваться и изменить подход к использованию своих ресурсов. Если услуги, предоставляемые организацией, перестают быть востребованными, руководителю важно уметь найти другую нишу и возможности для развития бренда в новом направлении. 

Например, так сделал сервис профессионального сопровождения детей на занятия KidsWay — с закрытием образовательных учреждений на карантин он принял решение, которое помогло сотрудникам не остаться без работы. Пост, который написала основательница бренда о том, что члены ее команды готовы работать курьерами, в итоге привлек крупные организации, и сотрудники получили рабочие места. После снятия карантина компания вернулась к основной деятельности, но также планирует развивать новые направления.

Способность рисковать

Когда компания испытывает влияние кризиса, нельзя отстраняться или пережидать, в надежде, что ситуация восстановится самостоятельно. С началом пандемии руководителям все чаще приходится брать на себя ответственность и проявлять выдержку, что не каждому под силу. Менеджер должен научиться принимать смелые решения и идти на оправданный риск, при этом учитывать различные нюансы и просчитывать стратегию на несколько шагов вперед.

Умение управлять удаленной командой 

Как показал опыт карантина, удаленная работа для некоторых компаний может стать бюджетной альтернативой офису. Однако часто сотрудникам сложно адаптироваться и правильно распределять свои ресурсы, находясь дома. В таких условиях большое значение имеют личность и авторитет главы компании. Если работники чувствуют, что руководитель контролирует процессы и может оперативно решать проблемы, грамотно распределять обязанности, то организовать работу становится проще. 

При этом менеджер может использовать различные дополнительные инструменты для более быстрой и удобной коммуникации, которые сделают общение и обмен информацией комфортным. В этом помогут корпоративные мессенджеры, такие как Slack и Twist, а также таск-трекеры, например, Trello или Asana и другие. 


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!