Как запустить свой бизнес

Как запустить свой бизнес

С чего начинать работу над проектом, кому нужна команда и какие сложности ждут на старте
1248

Основные тезисы прямого эфира с директором департамента управленческих программ РШУ Константином Тютюновым и основателем компании «Стартап под ключ» Максимом Котляренко.

Особенности бизнес-среды

Сейчас типовые бизнес-проекты уже не срабатывают (хотя бывают исключения), поэтому у людей, которые хотят открыть бизнес под ключ, виден запрос на так называемое продюсирование. Они обращаются за помощью к экспертам.

Тех, кто планирует запускать свое дело, можно разделить на два типа:

  1. Те, кто никогда не занимался бизнесом, но хочет развиваться в какой-то нише. 

  2. Те, кто не понимает, в какой нише хочет развиваться, или действующие предприниматели, которым нужен рост. 

В России сложилась самобытная бизнес-культура, поэтому часто и начинающие, и действующие предприниматели не знают, как выстраивать бизнес. У нас до сих пор действует схема запуска бизнеса «на коленке» — когда бездумно тестируют идеи, тратя время и бюджеты.

Как стартовать

Все начинается с желания. Потом нужно выбрать нишу (самостоятельно или с чьей-то помощью) и переходить к предпроектной стадии: провести анализ рынка, маркетинговые исследования, оценить риски, составить бизнес-план, разработать финансовую модель. Не стоит полностью полагаться на интуицию, следует просчитать все еще на старте, понять, стоит ли начинать, какие ресурсы для этого потребуются (в этом помогут бизнес-план и финансовая модель). 

В предпроектной стадии изучают конкурентов, вырабатывают понимание рынка, оценивают его объемы, состояние, определяют будущую целевую аудиторию — всего свыше 50 факторов, о которых нужно помнить при запуске своего бизнеса.

Финансовое обеспечение проекта 

Деньги можно подготовить до старта или аккумулировать в процессе. Сейчас пользуется популярностью стратегия, при которой привлекают инвесторов под бизнес-идею (необязательно новую). Вообще, выгоднее стартовать на кредитные деньги — они дешевле. Но русский человек, думая о процентах, сроках возврата, чувствует подавленность. И, хотя рациональнее было бы запускать проект на кредит или средства инвестора, он входит в бизнес со своими. Это вопрос эмоций, а не логики. 

Приходите на курсы по развитию бизнеса в Русской Школе Управления. 

Говорим о развитии бизнеса и инновациях вместе с экспертами-практиками. В наших программах: секреты стратегического управления, планирования, моделирования, запуска стартапов и новых продуктов, управления проектами.

Узнать подробности и зарегистрироваться →

Существуют разные бизнес-модели и сферы деятельности. Например, порог входа в самозанятость (это не совсем бизнес) минимален, особенно для профи в своем деле. Если говорить об осязаемом бизнесе (салон красоты, торговая точка, аптека, ресторан), минимальная сумма, с которой стоит выходить на рынок, миллион — полтора миллиона рублей. Нужно определить, с какой суммой можно стартовать и какова минимальная норма прибыли, которая будет комфортной. Исходя из этого можно рассчитать уровень инвестиций. 

Команда

Если будущий руководитель бизнеса готов тратить все свободное время на свой проект, он может вести его самостоятельно. Однако, лучше, когда есть разделение труда, при котором каждый отвечает за свою сферу. Проекту (если это не точка с кофе навынос, а что-то побольше) нужна команда — люди, которые пойдут потом за основателем.

Бизнес часто выживает, благодаря большой вовлеченности собственника на старте. Но иногда бывает наоборот: владелец отдает все процессы на аутсорсинг и уезжает жить на Бали. За редким исключением такие бизнесы рушатся. Риск все потерять появляется также, когда нужно переходить на уровень регулярного менеджмента — если руководитель замыкает все процессы на себе и продолжает тянуть проект в течение нескольких лет, несмотря на то, что уже пора формировать команду вовлеченных людей с устойчивыми показателями.

Риски на старте

Важный фактор риска при запуске бизнеса — сомнения и страхи. Они тормозят развитие, мешают двигаться вперед. Основатель должен верить в свою идею и соблюдать четкую последовательность действий, потому что лучшие проекты часто рушатся из-за плохого исполнения.

Вопросы, связанные с рынком: правильно ли выбрана ниша, проведена аналитика, есть ли понимание, кто конкуренты и как от них отстроиться (некоторые бизнесы запускаются, копируя чужие модели, а некоторые — отстраиваясь от них), все ли в порядке с финансовым планированием. 

Каждая стадия запуска бизнеса — это либо возможность, либо боль. Боль, если нет опыта, возможность — если предприниматель уже имеет в копилке несколько десятков кейсов. Цикл подбора помещения, геомаркетинг, формирование команды, работа с поставщиками, финансы, автоматизация, брендинг, архитектура, стройка, инженерные системы — все они содержат множество рисков. 

У многих начинающих предпринимателей ожидания расходятся с реальностью, складывается неверная картинка, что такое бизнес в принципе. Многие полагают, что достаточно вложить деньги (не важно какие), просто запустить бизнес, а дальше все пойдет само собой, ни в чем не придется участвовать лично. На самом деле, это совсем не так, потому что 50% успеха проекта зависят от запуска, а вторые 50% — от операционной деятельности, которая состоит из менеджмента, управления персоналом, финансов, позиционирования, сегментирования, работы с аудиторией, удержания, привлечения и других аспектов.

Сейчас существуют два подхода, у каждого из которых есть свои поклонники. Первые считают, что владельцу нужно выходить из операционной деятельности и заниматься стратегическими вопросами. Другие, наоборот, утверждают, что основатель малого и среднего бизнеса, вышедший из нее, теряет свой бизнес. Оба лагеря яростно спорят, но истина, как всегда, лежит посередине: и то и другое имеет право на существование, в бизнесе все очень индивидуально. 

Можно ли научиться бизнесу 

Учиться можно и нужно: печально, когда человек, который собирается запускать бизнес, ничего в нем не понимает. Как он будет работать после старта? Обучение — это большой бонус, который помогает избежать ошибок. 

Важно, кто и чему учит: рынок бизнес-образования наполнен большими программами, которые содержат теорию, практику, международные и российские кейсы крупных компаний. Но, если речь идет о запуске малого или среднего бизнеса, потенциальная польза от многих программ сомнительна. Нужно выбирать курсы, которые помогут попасть в коллектив единомышленников, а не просто к бизнес-тренерам, пытающимся мотивировать аудиторию, не имея практических знаний. 

Если идете учиться, учитесь у практиков, а не у теоретиков.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!