Основные тезисы прямого эфира с тренером и консультантом по интегрированным маркетинговым коммуникациям, преподавателем Русской Школы Управления Тахиром Гариповым.
Сейчас, когда офис коварно пробрался к нам домой, рабочее время и пространство смешались с личным. Мы постоянно ведем борьбу с отвлекающими факторами: то кто-то внезапно напишет сообщение, то придет уведомление, то захочется посмотреть сериал или почитать ленту в соцсети. Так проходят дни и недели.
42% участников опроса, проведенного порталом Rabota.ru, отметили, что никогда не отвлекаются от работы. При этом треть респондентов (34%) тратят до 10% рабочего времени на посторонние задачи. Еще 17% опрошенных указали, что отвлекаются на 10—30% рабочего времени. 4% опрошенных занимаются посторонними проблемами от 30% до 50% времени на работе. Еще 2% отвлекаются более 70% рабочего времени, а 1% заняты посторонними вещами большую часть (50—70%) рабочего дня.
Отчасти люди отвлекаются от дел из-за плохо настроенных процессов: отсутствия четких регламентов, неумения менеджмента ставить и делегировать задачи, руководства в ручном режиме. Если начальство постоянно затыкает дыры, то сотрудники не могут сконцентрировать внимание не потому, что ни на что не способны, а из-за атмосферы иррациональной суеты, попыток сохранить здравый смысл и работоспособность. Однако ответственность за это с самих членов команды также не снимать не стоит.
Как бороться с отвлекающими факторами
Представьте, что вы должны проехать на автомобиле из пункта А в пункт Б. Вы садитесь за руль, едете, но как только встречается рекламный плакат, вы должны остановиться и внимательно его рассмотреть. Едете дальше — новый рекламный постер, вы снова рассматриваете его. Вопрос: как быстро вы приедете в пункт назначения? Это продлиться очень долго, а каждая остановка будет отнимать ресурсы и силы, создавая проблемы для тех, кто едет за вами. То же происходит и с вашим сознанием.
Для освоения новых знаний и поиска лучшего решения мозг постоянно загружает большой объем данных, формирует контекст ситуации и создает связи, формирует разметку, проделывает сложную работу. И вдруг — сообщение или пост в соцсети, и все, мозг останавливается. Весь массив данных отменяется, мы вынуждены уходить на исходную позицию, потому что не можем вернуться в точку, в которой отвлеклись в первый раз.
Многие говорят, что не могут работать, пока не выпьют кофе, прослушают трек, ответят на письма. Мы искусственно выстраиваем барьер перед работой, превращаем какие-то действия в ритуалы — материальные действия, совершаемые ради нематериального результата. Мы настраиваемся на работу, пытаясь лучше к ней подготовиться. Казалось бы, зачем готовиться к обычным делам вроде составления обычной заявки или коммерческого предложения? На самом деле, мы готовим себя к стрессу, который испытываем практически каждый день. В этом одна из функций отвлечения как социальной практики. И многие стараются отсрочить момент начала работы (стресса).
Ритуалы подготовки к работе нужны в первую очередь неуверенным и тревожным людям. Их терзают сомнения (получится не так, оценка окружающих будет негативная), им трудно приступить к работе. Тех, кого постоянно негативно оценивают и тех, к кому относятся равнодушно, можно назвать главными кандидатами на отвлечения.
6 причин, которые отвлекают сотрудников от работы
Существуют и общие причины, влияющие на отвлечение от работы.
-
Задача или работа очень скучные.
-
Задача или работа бессмысленные.
-
Задача сложная или рискованная.
-
Задача неструктурированная, неопределенная или незнакомая.
-
Задача не соответствует нашим ценностям.
-
Задача не содержит немедленную награду.
Чем больше таких причин, тем активнее мы будем отвлекаться и отказываться от работы, занимаясь посторонними делами.
Узнайте, как развить навыки эффективного управления временем, научиться убеждать коллег и повысить самомотивацию, на тренинге «Многозадачность: как сосредоточиться и преодолеть дефицит внимания».
К сожалению, в этот список попадают самые важные, стратегические задачи. Например, выполнить анализ финансового состояния, приступить к курсовой работе, начать изучать иностранный язык, изменить пищевое поведение, разобрать старые дела, подготовить новый проект. Все они, как правило, неинтересные, неопределенные, рискованные, незнакомые, и никакие методы не помогут делать то, что нам не нравится — так уж мы устроены.
Как сфокусироваться на важном
Первое, что вы должны сделать, — начать управлять своим вниманием. Второе — сделать легким вход в любой процесс. Третье — использовать повторы.
Внимание — инструмент нашего мозга и сознания, который используется для создания опыта и воспоминаний. Наш мозг не сканер, и из мозаики реальности выделяет только те факты, детали и информацию, которые находятся в фокусе.
Оно нужно,чтобы зафиксировать изменения и сделать что-то важное, ценное для себя, научиться следить и осознавать, на что направлено внимание в данный момент. Поэтому, когда вы будете смотреть ролики в соцсетях, попробуйте начать внутренний диалог: «Я специалист по финансам/медицине/металлопрокату. Я смотрю смешной ролик, как котик прыгает в аквариум или как незнакомая мне девушка крутится перед телефоном. Зачем мне это?».
Конечно, в первый раз вы себя спросите — и будете смотреть дальше. Но повторяйте этот вопрос каждый раз. Если сразу отказаться от просмотра соцсетей не удастся, помните: мозг любит повторы, поэтому всегда задавайте себе этот вопрос. И рано или поздно части вашего мозга, которая склонна к веселью, надоест отвечать, почему вы это смотрите.
Облегчите начало нового дела. В любом деле самое сложное — начать. Мозг идет по пути наименьшего сопротивления, он говорит: «Перед нами стоит задача. По сравнению с просмотром роликов она архисложная. Давай не будем напрягаться?».
Нам очень трудно объективно оценить свои силы для выполнения задачи, для этого всегда требуется фон, другой объект. Поэтому, если задача кажется серьезной и непосильной, не торопитесь от нее отказываться. Вспомните какие-то сложные задачи, с которыми справились в прошлом, и сравните предстоящую с ними. Так ее сложность будет казаться меньше, ведь у каждого есть достижения, которыми можно гордиться.
Отвлекитесь на минуту от компьютера и смартфона, закройте глаза. Можно называть это медитацией или минутой осознанности. Главное — не бояться задачи, а для этого измерить ее, сравнить с прошлыми успехами. Вы почувствуете, что способны ее выполнить.
На самом деле, длительные размышления нам только мешают. Не зря Ричард Брэнсон советует: «Бросай все и делай!». Существует еще один способ, описанный Мел Роббинс в книге «Правило 5 секунд». Если вам нужно прекратить размышления и наконец начать что-то делать, запустите обратный отсчет. Подумайте о предстоящем деле и посчитайте: 5, 4, 3, 2, 1 — поехали! Неожиданно просто, но этот метод работает.
Повторы — третье направление, в котором надо совершенствоваться (и я считаю, что это ключевой момент). Наш мозг везде ищет повторы: это легко, стабильно, несет гарантированный результат. Но когда мы приступаем к чему-то новому, мозг это сразу понимает, и нужно пойти на хитрость: сделать не менее семи повторов того, что вы хотите превратить в постоянную привычку.
Например, если вы собираетесь заниматься спортом, попробуйте сделать семь отжиманий. Одного подхода достаточно, мозг воспримет это как новое. Во второй раз мозг воспримет это как что-то знакомое. После седьмого повтора это действие будет практичным, понятным для мозга. Он с удовольствием будет запускать процесс.
Несколько рекомендаций
Придерживайтесь цифровой гигиены. Попробуйте на время работы отключать телефон. Ведь чаще всего самое важное, что может случиться в это время, это именно ваша работа. Все остальное может подождать.
По мнению физиологов, чтобы войти в рабочий процесс, человеку нужно 28 минут. Это 4 отрезка по 7 минут.
-
Первые 7 минут мы «кормим» ту часть мозга, которая хочет развлекаться, позволяя ей смотреть, что она хочет.
-
Следующие 7 минут мы вспоминаем, кто мы, где и зачем здесь находимся.
-
7 минут мы создаем ограничения и определяем, что будем делать, а что нет.
-
И наконец, в последние 7 минут мы ставим себе цели и начинаем.
Это подтверждается практикой: всегда планируйте буфер в 28 минут между делом, которым занимаетесь сейчас и тем, которое предстоит. Но не отвлекайтесь, иначе придется пройти заново все перечисленные этапы.
Когда начали работу, процесс идет легче, включается эффект Зейгарник. Он заключается в том, что незаконченное дело мы всегда помним лучше и дольше, чем законченное.
Любая работа над своими возможностями имеет смысл. Ваша способность управлять собой будет с каждым днем расти, если, во-первых, вы будете настойчивы. Это возможно, когда работу над собой вы осуществляете небольшими порциями. Если вы попытаетесь сделать все в один день, вас ждет неудача. А если попытаетесь работать над концентрацией внимания и осознанностью постепенно, все получится.
Во-вторых, будьте всегда и во всем самостоятельны, сами оценивайте, награждайте себя, постарайтесь сами ставить себе задачи. Ведь если вы не спланируете свой день, кто-то это сделает за вас.
В-третьих, соблюдайте информационную гигиену, избегайте информационного мусора. Соцсети, мессенджеры на 90% состоят из него. Помните поговорку: мусор на входе — мусор на выходе.