MBA
Личный кабинет
Как научиться мыслить нестандартно

Как научиться мыслить нестандартно

Шесть инструментов для генерации идей, создания новых подходов и способы развития креативного мышления от эксперта РШУ
1855

Основные тезисы прямого эфира с Олегом Гамазиным, преподавателем Русской Школы Управления, экспертом-практиком в области управления персоналом, развития бизнеса и повышения личной эффективности.

Что такое творческое мышление

Шесть инструментов для создания новых подходов

Как научиться мыслить нестандартно

Нам приходится использовать креативность, чтобы находить решения и шире смотреть на этот мир, понимая, что мы ограничены только нашим мышлением. В этой статье вы найдете несколько практических инструментов для развития навыков нестандартного мышления.

Что такое творческое мышление

Творческое мышление позволяет создавать что-то принципиально новое, находить нестандартные решения задач. Оно приводит к открытиям, новым идеям и размышлениям. Это своего рода «мышление на 360 градусов», когда мы смотрим вокруг себя и находим выход.

При традиционном мышлении, опирающимся на наш опыт, мы изучаем темы и идеи, а потом применяем их на практике. В результате получаем опыт и делаем выводы, опираясь на которые можно найти решения для похожих ситуаций. А «мышление на 360 градусов» нацелено на то, чтобы найти новые варианты и пути, увидеть возможности (не отменяя при этом опыт).

Обычно человек применяет навыки творческого мышления в нескольких случаях.

  1. Когда сталкивается с новыми событиями, для реакции на которые у него еще нет практического опыта.

  2. Когда происходят события, при которых старые подходы и опыт не дают нужного результата.

Преградами для творческого мышления обычно становится накопленный опыт: чем он больше, тем тяжелее выбраться из проторенной колеи. Практика создает своеобразные рельсы, которые часто мешают выйти за рамки привычного. Кроме того, факторами, которые влияют на выбор нестандартных подходов, становятся стереотипы, нормы, правила, выработанные в ходе жизни, и навязанные самим себе ограничения, которых на самом деле не существует. Они могут быть связаны с бюджетом, с тем, что вы можете или не можете делать, какие у вас имеются полномочия.

Шесть инструментов для создания новых подходов

Ищите пищу для ума. Как правило, все в нашей жизни подчинено каким-либо интересам. Начните читать (хотя бы раз в неделю) то, что не связано с вашей жизнью, сферой работы. Размышляя о каких-то технических решениях, изобретениях, открытиях, пробуйте думать: а это как-то связано с моими проблемами, моей жизнью? Какие новые идеи я могу использовать?

Создайте журнал (банк) идей с разными рубриками. Например, для бизнеса это могут быть «Производство», «Маркетинг», «Сбыт», «Персонал». И все, что вам кажется интересным, в виде коротких заметок складывайте в этот банк. Хотя бы раз в месяц просматривайте, что нового и полезного вы узнали за это время. То же касается и личной жизни — банк может быть связан с хобби, спортом, отдыхом.

Курс повышения эффективности
Узнайте, как долгое время оставаться конкурентным специалистом на рынке труда, получите лучшие инструменты и ресурсы для самообучения и реализации личных траекторий развития.

Занимайтесь нейробикой (гимнастикой для ума). Так вы разовьете способность использовать все органы чувств для получения новых впечатлений, практик и идей.

  • Обдумывая какой-то вопрос, меняйте обстановку — выйдите в парк или кафе, сядьте на велосипед. 

  • Используйте запахи: существует практика, при которой после пробуждения человек пробует какой-то аромат и определяет, какие впечатления у него появляются.

  • Пытайтесь делать что-то разными руками. Например, если вы правша, чистите зубы не правой, а левой рукой.

  • Используйте тактильные ощущения. Прикасаясь к разным предметам, оценивайте, какая это поверхность: шероховатая, грубая, гладкая.

Нейробика включает новые ощущения в привычных, стандартных ситуациях.

Используйте эффект Медичи. Его суть заключается в поиске пересечений: возьмите два любых предмета и найдите в их совмещении новые возможности. Например, возьмем ванную и гамак. Во-первых, подумайте, чем эти два предмета отличаются друг от друга (материал изготовления, способ установки). Во-вторых, попробуйте найти сходство между предметами: и ванная, и гамак предназначены для расслабления, в них можно в спокойной обстановке размышлять или мечтать. И главное, попытайтесь их объединить и понять, какой новый предмет или сфера применения могут получиться.

Используйте друдлы (визуальные загадки). Глядя на бессмысленные картинки с непонятными рисунками, нужно вообразить, что видишь. Или составить из нескольких картинок рассказ. Кстати, в эту игру можно играть с детьми — она развивает образное мышление и воображение.

Визуализируйте сложные понятия. Это также развивает творческое мышление. Например, возьмите понятие «одиночество» (или безмятежность, восхищение) и решите, что могло бы его символизировать и при этом было понятным для других людей? Многие рисуют одинокого человека или одинокое дерево.

Как научиться мыслить нестандартно

Идите от общего к частному или от абстрактного к конкретному. Если вы хотите повесить картину, нужно прибить гвоздь. А если поставить задачу по-другому? Как мне найти способ крепления картины к стене? И вы уже начинаете размышлять над всеми способами и решениями. Это позволяет смотреть на проблему не через призму своего опыта или простых решений, а изучать ее в целом.

Используйте метод прокручивания или проекции. Для этого задавайте себе разные вопросы. Например: что было бы, если бы общественный транспорт стал бесплатным? Наверное, все начали бы им пользоваться, что вызвало бы кризис в экономике при этом, наверное, мы бы стали жить более экологично (используя электробусы). И так далее. Вопрос «что было бы, если..?» позволяет прокручивать какие-то сценарии и возможности.

Направляйте внимание. Возьмите какую-либо ситуацию и попытайтесь понять, из каких элементов она состоит. Например, наставничество. В нем участвуют наставник и ученик, но также и HR-директор, руководитель отдела, генеральный директор. То есть, один процесс состоит из многих элементов. Можно заострить свое внимание (как в одном из прошлых упражнений) и подумать над сходством и различиями элементов, акцентировать внимание на их свойствах. То есть, рассматривая какую-то ситуацию, меняйте направление внимания и размышляйте о событии или предмете с разных точек зрения.

Оценивайте движение или альтернативы. Размышляя о какой-то ситуации, задавайте вопросы: 

  • Куда собираетесь двигаться?

  • Как планируете развивать эту ситуацию?

  • А что будет потом?

  • Что будет после того, если это событие случится?

  • Каким образом можно еще поступить в этом случае?

То есть, рассматривайте альтернативные варианты развития событий, развивайте сценарное мышление. 

Применяйте методику креативности в форме проверочного списка Scamper (Substitute Combine Adapt Modify Put Eliminate Reverse). Размышляйте над задачей:

  1. Можно ли что-то заменить в том, что вы сейчас делаете.

  2. Можете ли вы что-то комбинировать с различными функциями, составляющими.

  3. Можете ли вы добавить новые элементы, функции.

  4. Можете ли вы модифицировать размер, форму.

  5. Можете ли вы применять то, что делаете, в какой-то другой сфере — на других рынках, другим способом.

  6. Можете ли вы что-то удалить, упростить, убрать лишние элементы.

  7. Можно ли поменять местами, повернуть, найти применение в чем-нибудь другом.

Таким образом, размышляя над задачей, предметом, ситуацией, мы меняем свою точку зрения и понимаем, в какую сторону можем двигаться.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!