Манипуляции, грубость, сплетни, провокации — в любом коллективе можно встретить неприятного коллегу, который даже способен стать причиной увольнения. Больше других подвержены этим рискам миллениалы, неготовые работать в токсичной атмосфере. Из-за плохого начальника и вовсе способны уволиться 83% сотрудников российских компаний.
Рабочая среда устроена таким образом, что избежать столкновения с «тяжелыми» коллегами практически невозможно. Есть два пути решения: научиться общаться с ними или уйти. Можно продолжить сосуществовать — но этот вариант совершенно неэффективен. Терпение может перерасти в сильный стресс для вас и конфликт для всех. К тому же работа в неприятном коллективе снижает продуктивность.
Определите причину неприязни
Это обусловлено поведением коллеги или тем, что ваши убеждения не совпадают? Возможно, слишком высокие ожидания являются причиной неприязни. В таком случае вместо претензий проанализируйте свое поведение.
Если ваш коллега действительно «неприятный», то нужно разобраться — причина в характере или это влияние внешних факторов. Например, объявили о снижении заработной платы, и сотрудник резко изменился: сник и начал грубить. Скорее всего, это временный эффект, связанный с плохими новостями. Лучшее в такие моменты заняться своим делом и не сталкиваться с коллегой, так как попытка успокоить расстроенного человека вызовет у него еще большее раздражение.
Сохраняйте профессионализм
В рабочее время вы должны быть профессионалом не только в своем деле, но и в общении с коллегами. А разговор с человеком, который раздражает, может вывести из себя даже самых спокойных людей.
Научитесь концентрироваться не на поведении коллеги, а на своей реакции. Старайтесь придерживаться нейтрального тона: интонация, выражение лица, язык тела. В этом поможет имитация разговора у зеркала и регулярные упражнения для снятия стресса.
Очертите границы и соблюдайте их
Это важное умение, которое пригодится не только в общении с коллегами. Личные границы у всех разные: например, для кого-то приемлемо принимать звонки поздним вечером, другие готовы быть на связи только в рабочее время. Пока вы четко не обозначите свои границы, коллеги будут постоянно нарушать их:
-
«Сейчас у меня обед и во время него я не обсуждаю рабочие вопросы. В 14:00 я освобожусь и буду готов обсудить ваши предложения».
-
«Я не готов обсуждать с тобой темы, которые не касаются работы».
-
«Я на связи с 9:00 до 18:00 — в рабочее время, после этого времени я готов ответить только в этих случаях. По остальным вопросам дам ответ утром».
-
«Мне гораздо комфортнее решать вопросы в письменном виде, пожалуйста, учитывай это. Даже если вопрос удобнее обсудить по телефону, прошу написать мне об этом, чтобы мы согласовали время для разговора. Иначе я могу не взять трубку».
Если коллега знает о ваших границах, но продолжает их нарушать, то переходите к действиям: не отвечайте на звонки в нерабочее или несогласованное время, игнорируйте вопросы, которые не касаются работы.
Курс «Школа развития лидеров»
Подключайтесь к одной из ключевых программ Русской Школы Управления по развитию личной эффективности. Вы сможете раскрыть свой потенциал, обменяться профессиональным опытом и найти новую точку опоры для развития карьеры.
Не провоцируйте
Часто мы сами обнажаем свои «болевые точки», из-за чего становимся жертвами. Старайтесь избегать запретных тем для разговора на работе, чтобы не давать повод старым неприятелям и не получить новых. Помните не только о своих личных границах, но и о границах коллег. Если они не обозначены, не стоит лишний раз вторгаться в чужое личное пространство.
Найдите положительные черты
Представить качества, которые вызывают негативные эмоции — легко. Но чтобы общение с неприятным коллегой стало комфортнее, попробуйте сконцентрироваться на его положительных чертах и хвалить за их проявление. Низкая самооценка часто присуща людям с трудным характером, а уместный комплимент поможет ее поднять и расположить коллегу к себе. Важно: похвала не должна переходить в лесть, для этого конкретизируйте и оценивайте факты.
Больше общайтесь
Специалист по моделям мотивации Роберт Саттон в своих книгах о взаимодействии со сложными коллегами рекомендует, наоборот, проводить больше времени с неприятным человеком. Например, согласиться на совместный проект. Это поможет лучше узнать его и понять причины токсичного поведения. Исключение — если коллега нарушает нормы морали, в таком случае его стоит избегать, чтобы не провоцировать конфликт.
Минимизируйте общение, если предыдущий совет не помог
Если ничего из вышеперечисленного не помогает, то последний выход — минимизировать точки соприкосновения с коллегой. Это не худший вариант, так как он позволяет сохранить ваше эмоциональное здоровье. Если вы работаете над одним проектом, то разбейте рабочий день на две части: первой половине старайтесь решить все вопросы с коллегой, во второй — занимайтесь своими задачами. В опенспейсе можно пересесть за другой стол и обходить рабочее место «неприятеля».
Готовьтесь к сложным разговорам заранее
Даже если вы всеми силами избегаете встреч и конфликтов с коллегой, неприятный разговор может настичь вас в любое время и надолго выбить из колеи. Чтобы этого не случилось, нужно подготовиться к такой ситуации заранее.
Для этого изучите свои сильные и слабые стороны, спрогнозируйте проблемы, которые могут возникнуть во время разговора, и придумайте оптимальную реакцию на них. Чтобы получить объективную оценку формулировок, которые вы заготовили, порепетируйте с другом, а язык тела можно проработать у зеркала.