MBA
Личный кабинет
Как научиться быть тактичным с неприятными коллегами

Как научиться быть тактичным с неприятными коллегами

Общаться нельзя уйти. Восемь советов, которые помогут ужиться в офисе с «неприятелем», а может, и вовсе наладить с ним отношения.
11248

Манипуляции, грубость, сплетни, провокации — в любом коллективе можно встретить неприятного коллегу, который даже способен стать причиной увольнения. Больше других подвержены этим рискам миллениалы, неготовые работать в токсичной атмосфере. Из-за плохого начальника и вовсе способны уволиться 83% сотрудников российских компаний.

Рабочая среда устроена таким образом, что избежать столкновения с «тяжелыми» коллегами практически невозможно. Есть два пути решения: научиться общаться с ними или уйти. Можно продолжить сосуществовать — но этот вариант совершенно неэффективен. Терпение может перерасти в сильный стресс для вас и конфликт для всех. К тому же работа в неприятном коллективе снижает продуктивность.

Определите причину неприязни

Это обусловлено поведением коллеги или тем, что ваши убеждения не совпадают? Возможно, слишком высокие ожидания являются причиной неприязни. В таком случае вместо претензий проанализируйте свое поведение.

Если ваш коллега действительно «неприятный», то нужно разобраться — причина в характере или это влияние внешних факторов. Например, объявили о снижении заработной платы, и сотрудник резко изменился: сник и начал грубить. Скорее всего, это временный эффект, связанный с плохими новостями. Лучшее в такие моменты заняться своим делом и не сталкиваться с коллегой, так как попытка успокоить рас­стро­ен­но­го че­ло­ве­ка вызовет у него еще боль­шее раз­дра­же­ние.

Сохраняйте профессионализм

В рабочее время вы должны быть профессионалом не только в своем деле, но и в общении с коллегами. А разговор с человеком, который раздражает, может вывести из себя даже самых спокойных людей. 

Научитесь концентрироваться не на поведении коллеги, а на своей реакции. Старайтесь придерживаться нейтрального тона: интонация, выражение лица, язык тела. В этом поможет имитация разговора у зеркала и регулярные упражнения для снятия стресса. 

Очертите границы и соблюдайте их  

Это важное умение, которое пригодится не только в общении с коллегами. Личные границы у всех разные: например, для кого-то приемлемо принимать звонки поздним вечером, другие готовы быть на связи только в рабочее время. Пока вы четко не обозначите свои границы, коллеги будут постоянно нарушать их:

  • «Сейчас у меня обед и во время него я не обсуждаю рабочие вопросы. В 14:00 я освобожусь и буду готов обсудить ваши предложения».

  • «Я не готов обсуждать с тобой темы, которые не касаются работы».

  • «Я на связи с 9:00 до 18:00 — в рабочее время, после этого времени я готов ответить только в этих случаях. По остальным вопросам дам ответ утром».

  • «Мне гораздо комфортнее решать вопросы в письменном виде, пожалуйста, учитывай это. Даже если вопрос удобнее обсудить по телефону, прошу написать мне об этом, чтобы мы согласовали время для разговора. Иначе я могу не взять трубку».

Если коллега знает о ваших границах, но продолжает их нарушать, то переходите к действиям: не отвечайте на звонки в нерабочее или несогласованное время, игнорируйте вопросы, которые не касаются работы.

Курс «Школа развития лидеров»
Подключайтесь к одной из ключевых программ Русской Школы Управления по развитию личной эффективности. Вы сможете раскрыть свой потенциал, обменяться профессиональным опытом и найти новую точку опоры для развития карьеры.

Не провоцируйте

Часто мы сами обнажаем свои «болевые точки», из-за чего становимся жертвами. Старайтесь избегать запретных тем для разговора на работе, чтобы не давать повод старым неприятелям и не получить новых. Помните не только о своих личных границах, но и о границах коллег. Если они не обозначены, не стоит лишний раз вторгаться в чужое личное пространство.

Найдите положительные черты

Представить качества, которые вызывают негативные эмоции — легко. Но чтобы общение с неприятным коллегой стало комфортнее, попробуйте сконцентрироваться на его положительных чертах и хвалить за их проявление. Низкая самооценка часто присуща людям с трудным характером, а уместный комплимент поможет ее поднять и расположить коллегу к себе. Важно: похвала не должна переходить в лесть, для этого конкретизируйте и оценивайте факты.

Больше общайтесь

Специалист по моделям мотивации Роберт Саттон в своих книгах о взаимодействии со сложными коллегами рекомендует, наоборот, проводить больше времени с неприятным человеком. Например, согласиться на совместный проект. Это поможет лучше узнать его и понять причины токсичного поведения. Исключение — если коллега нарушает нормы морали, в таком случае его стоит избегать, чтобы не провоцировать конфликт.

Минимизируйте общение, если предыдущий совет не помог

Если ничего из вышеперечисленного не помогает, то последний выход — минимизировать точки соприкосновения с коллегой. Это не худший вариант, так как он позволяет сохранить ваше эмоциональное здоровье. Если вы работаете над одним проектом, то разбейте рабочий день на две части: первой половине старайтесь решить все вопросы с коллегой, во второй — занимайтесь своими задачами. В опенспейсе можно пересесть за другой стол и обходить рабочее место «неприятеля».

Готовьтесь к сложным разговорам заранее

Даже если вы всеми силами избегаете встреч и конфликтов с коллегой, неприятный разговор может настичь вас в любое время и надолго выбить из колеи. Чтобы этого не случилось, нужно подготовиться к такой ситуации заранее.

Для этого изучите свои сильные и слабые стороны, спрогнозируйте проблемы, которые могут возникнуть во время разговора, и придумайте оптимальную реакцию на них. Чтобы получить объективную оценку формулировок, которые вы заготовили, порепетируйте с другом, а язык тела можно проработать у зеркала.


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!