
- Давайте обсудим методики для «внешнего исследования». - Павел вежливо «сделал реверанс» в нашу сторону. – Что вы порекомендуете?
- Для этого надо определить стратегию действий, то есть, зачем мы это делаем, и решение какой задачи хотим найти? В противном случае вы будете похожи на «строителя», который выбирает инструменты, не понимая, под проект какого дома они ему нужны.
- Нам надо провести исследование, чтобы определить направления развития, – ответил Павел.
- Значит, нашей стратегической целью на текущем этапе является определение целей развития компании (куда идем на рынке) и задач (каким образом будем осуществлять движение). – Наталья открыла перечень методик – посмотрите, какие «инструменты» в разделе исследования нам для этого понадобятся (Таблица 2).
Таблица 2. Рабочие «инструменты» для исследований рынка: шаблоны и пошаговые инструкции методов.

- Так, дайте еще раз посмотреть, – Павел придвинул к себе наш «Каталог». - Учитывая цель, нам пригодится «Дорожная карта» и методичка «Картины рынка».
- «Дорожная карта» - это шаблон планов развития компании, с показателями каждого этапа и пошаговой инструкцией заполнения. Она расписывается на основе «Картины рынка» и «Книги мониторинга ценовых ниш», - пояснила Наталья. – Ведь, если нет понимания рыночного окружения компании, то непонятно, куда ей двигаться. Поэтому берите «карту» - в нее уже входит методика описания рынка. Просто у нас некоторые партнеры приходят, уже имея на руках исследования рынка, и им нужна только инструкция по подготовки плана развития.
- Возьмите еще шаблон технического задания для исследования рынка, – советовала дальше Наталья. – Удобный «инструмент», чтобы расписать план исследования и его конечный продукт. Его вы сможете использовать и при согласовании своих плановых работ, и чтобы «принять заказ» на сбор информации от специалистов из других отделов компании.
- Для анализа базы клиентов вам понадобится журнал – конструктор «Потребительский портрет». Он поможет определить развитие спроса клиентов по каждому сегменту и его показатели – структура продукта, товарный цикл (периодичность потребности), объемы продаж, мотивы покупок и т.д.
- А «Журнал поставщиков», - обратил внимание Сергей, – он нам тоже понадобится?
- На этом этапе - нет. Вы же работаете с поставщиками, значит, у вас уже есть свои документы ведения и анализа базы партнеров, которые после исследования можно будет скорректировать. Сейчас мы предложили методики и шаблоны с учетом того, что целенаправленно маркетинговыми исследованиями в компании не занимались, и отработанных традиций анализа рынка у вас нет, –спокойно объясняла Наталья. - На следующей неделе мы проведем тренинг - консультацию по работе с выбранными методиками, и вместе с Павлом определим план действий, в который обязательно впишем внутренний аудит аналитических документов компании (по таблице №1). Возможно, часть шаблонов, которые понадобятся на следующих этапах нашего сотрудничества, у вас уже есть, но вы их не рассматривали с данной позиции.
- Отлично! – Сергей, не удержавшись, от души хлопнул ладонью по столу – Павел, это и будет вашей первой задачей – составить рабочий план и провести внутренний аудит работы компании!