Госслужба на 100%

Госслужба на 100%

Эксперт Русской Школы Управления Константин Тютюнов, руководитель направлений «Инновации. Качество. Производство. Обучение» в РШУ делится своими впечатлениями от прочтения книжной новинки издательства МИФ - первой в России подробной книги о государственной службе.

3905

«Это не учебник по государственному или муниципальному управлению, не отчет о полноценном научном исследовании. Я бы назвал книгу «путевыми заметками» опытных консультантов во время большого проекта для госорганов. Причем проект позволил им работать с очень разными уровнями управления, органами и ведомствами.

Книга вводит в мир госслужбы. В ней освещены события, люди, регионы, цели, мероприятия, интервью, находки и разочарования. Даны лайфхаки от опытных чиновников.

Госслужба и чиновники показаны в книге с редко освещаемой стороны. Политические проблемы и национальные победы даны только фоном. На первый план выдвинуты особенности организации работы на уровне руководителя региона, ведомства, подразделения, рабочей группы.

Особенности планирования работы, тайм-менеджмента, проведения совещаний, защиты своих решений перед руководством, вплоть до руководителя страны – все эти вопросы раскрыты не в виде теории «правильной» организации работы, а в реальных историях действующих руководителей, как советы «молодому поколению чиновников».

Очень заинтересовали подробно описанные элементы большого проекта, даже стратегической программы развития – Национальной Предпринимательской Инициативы. Конечно, описана далеко не вся инициатива. Но зарисовки о «приключениях» очень полезных реформ, например, об отмене обязательности печатей для юридических лиц, меня зацепили. Как «относительно простой чиновник» может свести на нет громадные усилия. Уже после законодательного разрешения, после решения «всесильного» главы государства. Или как в процессе согласований добавление пары слов к замечательному предложению уничтожает его пользу.

Что не понравилось, так это то, что в книге заметно личное отношение авторов к событиям и предмету описания. На страницах прямо-таки излито разочарование, что их задор на начальном сложном этапе не поддержали другие предприниматели и чиновники. Как так? И возможность дали что-то в жизни страны поменять и даже лично пригласили, а в ответ сомнения и нежелание. Довольно странно это читать на фоне замечательных наблюдений и советов о финальном этапе процесса изменений – внедрении разработанных решений в практику. Тут выявленные сбои и риски показаны как интересная находка, которую надо учитывать любым реформаторам. А вот стартовые проблемы «вовлечения» участников и заинтересованных сторон такой находкой не являются. Но ведь это достаточно стандартные вопросы дисциплины «управления изменениями». И, как мне показалось, вопрос о важности для госслужащего компетенции управления изменениями так явно и не прозвучал. Основные акценты сделаны на более регулярных, ежедневных навыках и компетенциях.

На этом примере можно покритиковать название книги. Понятно, что в маркетинговых целях использовано привлекательное название. Но она не описывает систему государственной службы на 100% - ни по охвату тем, ни в глубину. Если ее сравнить с уборкой снега после ночного снегопада в многоподъездном доме, то результат выглядит своеобразно. Будто бы в первом подъезде почистили крыльцо наполовину, второй подъезд пропустили, в третьем на четверть убрали дорожку, а между четвертым и пятым на четверть убрали тротуар. В сумме, может, и получилось 100%, но жители такой результат вряд ли поймут. В книге много интересного, но на 100% систему по любому вопросу (как все устроено) придется выстраивать самому читателю. И в этом, конечно, поможет обширный перечень дополнительных источников информации в приложении, а что-то можно запросить у самих авторов.

Может это покажется не слишком грандиозным, но самой актуальной для меня вещью оказалась информация об очень упрощенной процедуре регистрации индивидуальных предпринимателей в Москве. Сейчас сразу несколько человек из моего окружения раздумывают на эту тему и для них это - открытие. А для меня - еще один кирпичик в понимание условий функционирования бизнеса в стране, реализации проектов и стартапов.

Более системная вещь зацепила уже в конце книги. Бывший министр, ныне помощник Президента использует модификацию «помидорной» техники в тайм-менеджменте. Он разбивает день на 3 часовых блока. Мне не удобны получасовые блоки для выполнения работ, как рекомендуется в «помидорной» технике. Но в то же время хочется задать ритм работы. И почему бы не такие же 3-х-часовые блоки, ну может 2-х-часовые?

Что еще здорово: в книге дается перевод бизнес-инструментов в сферу государственного управления. Из книги мы получаем представление о том, что чиновники живут как бы в другой реальности. У них другие цели и мотивы, они отрицают почти все инструменты с приставками «бизнес», «прибыль» и т.п.. А ведь специалисты разных подразделений «госмашины» - довольно частые гости в аудиториях нашей бизнес-школы.

В ходе прочтения книги я уже обсудил как минимум с пятью коллегами идеи доработки наших программ обучения под нужды чиновников. Появились идеи совсем новых программ. Ведь как это банально ни звучало, инструменты эффективной организации работы, в своей основе, одни и те же. Но надо их подать под нужным освещением, привести адекватные примеры из практики. Многие наши преподаватели-эксперты имеют опыт выполнения проектов по заказу госорганов. То есть, практический опыт есть, но как бы не тот. Чаще всего это опыт участника боев с другой стороны баррикады. А это сильно дезориентирует. Книга лично мне поправила систему координат».


 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!