Генри Форд считал, что руководитель эффективен тогда, когда может нестандартно думать, вести за собой персонал и делегировать полномочия. Чтобы проверить компетентность своих руководящих кадров, он провел необычный эксперимент, который вошел в историю менеджмента. Форд собрал всех своих руководителей и вывез их в круиз по Карибскому морю. В это время он проверял работу отделов, которые остались без начальников. По возвращении из отпуска часть лидеров, подчиненные которых достигли успеха, была награждена. Другая часть — уволена, так как их отделы не справились с трудностями.
Такой нестандартный подход помог промышленнику оценить сильные и слабые стороны руководителей, их способность принимать эффективные решения и доверять своим сотрудникам. А как происходит современная оценка системы менеджмента? Разбираемся в этой статье.
Содержание:
— Что дает оценка эффективности управления
— Как оценить качество системы менеджмента
— Оценка эффективности менеджмента через рейтинг
— Корректирующие меры в процессе управления
Что дает оценка эффективности управления
Качественный менеджмент напрямую влияет на рентабельность бизнеса, прозрачность отчетности, отношения с акционерами, здоровую обстановку в команде. Помогает решить текущие и стратегические задачи. Важно не только проходить обучение эффективному менеджменту, но и регулярно оценивать компетенции руководителей. Вовремя проведенный аудит системы менеджмента поможет выявить реальное положение компании на рынке, обнаружить недостатки, тормозящие развитие бизнеса, и найти перспективные точки роста. Такой анализ способен:
-
Определить соответствие проекта целям компании.
-
Выявить риски и возникающие проблемы, чтобы оперативно принять корректирующие меры.
-
Повысить качество труда и мотивации команды, а также удовлетворенность клиентов.
-
Оценить промежуточные результаты, получить важные уроки и скорректировать стратегию.
Как оценить качество системы менеджмента
Современный рынок так динамично меняется, что выбор тактики управления бизнесом зависит от целого ряда условий — поэтому и не существует единого подхода к оценке эффективности менеджмента. Для каждой ситуации выбирают соответствующий метод и объем анализа. Например, при снижении показателей эффективности, смены состава руководителей, кризисе — потребуется комплексное исследование. Оно позволяет провести качественный и количественный анализы и определить пути для оптимизации управления.
Программа «Система эффективного менеджмента»
Узнайте о критериях эффективности управления, получите инструменты для планирования и управления результативностью на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях. Научитесь адаптировать процессы управления к бизнес-реалиям без существенных изменений и сопротивления персонала.
Рассмотрим ключевые методы оценки менеджмента:
-
Экономический. Отражает результативность через достижение плана, снижение себестоимости товара, увеличение доли рынка и т. д. Здесь применяются математические методы для определения уровня прибыльности, общей платежеспособности, эффективности использования активов, ликвидности, рентабельности.
-
Стратегический. Анализируются действия руководящего состава в конкретной ситуации и принимаются стратегические решения. Положение компании во внешней среде определяется с помощью: PEST-анализа (исследование внешней среды, влияющей на бизнес), SWOT-анализа (оценка сильных и слабых сторон компании), SPACE-анализа (изучение стратегического положения и оценка действий компании) и анализа конкурентов (изучение конкурентов, выявление критических факторов).
-
Административный. Определяет тактику взаимодействия с коллективом, выстроенную иерархию и выбор модели принятия решений. Используется подход «сверху вниз», в котором все решения, способы достижения цели и оценка деятельности — зона ответственности исключительно высшего руководства компании. Или подход «снизу вверх», где каждый сотрудник самостоятельно анализирует свою работу, то есть наравне с руководством может управлять процессами и оптимизировать их.
Оценка эффективности менеджмента через рейтинг
В последнее время все популярнее становится оценка качества менеджмента посредством ESG-рейтингов. В их основе лежат принципы устойчивого развития компаний:
-
Е — environment (ответственное отношение к окружающей среде).
-
S — social (высокий уровень социальной ответственности).
-
G — governance (сильное корпоративное управление).
«От эксперта к руководителю» в удобном формате EPUB.
Автор — Елизавета Ефремова, организационный психолог, преподаватель программы MBA. Данная книга призвана помочь вам развить личную эффективность новобранца-руководителя. Она написана специально для тех, кто осознанно выбирает движение вверх по карьерной лестнице.
На примере крупных российских компаний можно увидеть оценку качества управления по G-рейтингу.
-
Сбербанк — рейтинг AAA. Это одно из первых мест на рынке наряду с Мосбиржей и высшая из возможных оценок.
-
Лукойл — рейтинг AA, рядом с Норникелем и Яндексом. Выше, чем у тяжелых на подъем госкорпораций, но ниже, чем у лидеров вроде Сбера.
-
Газпром — рейтинг BBB. Такая оценка ставит организацию рядом с другими инфраструктурными компаниями: Аэрофлот, РЖД, Ростелеком, Роснефть.
В фаворитах находятся прозрачные компании из сектора финансов, далее «идут» частные сырьевые корпорации и следом — государственные компании, по структуре управления схожие с бюджетными учреждениями.
Корректирующие меры в процессе управления
Своевременная оценка эффективности системы менеджмента помогает выявить управленческие, маркетинговые, финансовые и стратегические ошибки. Отсутствие адаптации к происходящим процессам может привести компанию к остановке темпов развития, снижению продуктивности, качества товара, лояльности клиентов и их последующему уходу к конкурентам. Поэтому внедрение необходимых корректирующих мер позволит повысить все значимые показатели бизнеса и в результате — положение организации на рынке. Для этого рекомендуется:
-
Выстраивать стратегии развития бизнеса.
-
Прогнозировать риски и разрабатывать антикризисные планы.
-
Подбирать высококлассный персонал и мотивировать специалистов.
-
Проходить курсы по системе эффективного менеджмента.
-
Управлять финансами компании.
-
Создавать и внедрять нестандартные идеи.
Можно принимать или отвергать методы Генри Форда, но именно нестандартные подходы в менеджменте и желание улучшить существующие подходы к управлению сделали его культовым предпринимателем. А созданный им бизнес стал автомобильной империей, собственный капитал которой уже превысил 48 млрд долларов.