Новые привычки сотрудников и критерии для перевода персонала на удаленку. Тезисы прямого эфира с преподавателем Русской Школы Управления Аллой Мартыновой.
Многие издания писали, что кризис — время возможностей. Но реальность
все-таки показала, что кризис — это прежде всего кризис. Какие бы возможности он ни давал, любому бизнесу в первую очередь он несет угрозы, осложнения и трудности. Поэтому при выходе из карантина нужно говорить не об увеличении эффективности компании, а о том, как ее в принципе не потерять.
Привычки, которые появились во время пандемии
Из-за месяцев карантина и условно нерабочих дней изменились рабочие ритмы. Трудовая деятельность во время пандемии стала не только новым опытом, но и сформировала привычки — устойчивые модели поведения.
При выходе с удаленки оцените, какие привычки приобрели сотрудники, руководители и вы сами, какие изменения уже нельзя трансформировать, с чем придется жить и работать в новой реальности. Разберитесь, что представляет опасность для бизнеса, а что может лечь в основу новых полезных решений.
Научились считать деньги
Подавляющее большинство россиян в период карантина стали экономить и считать деньги, пересмотрели свое потребительское поведение. Этот навык может оказаться полезным для работодателей, если последние научатся трансформировать индивидуальную привычку к экономии в стремление сохранять деньги компании.
Как использовать для бизнеса
Поддерживайте привычку экономить на всех уровнях, ищите и предлагайте новые, более дешевые способы решения рабочих задач. Оцените траты и бизнес-потребности, попросите коллег и подчиненных, которые возвращаются из карантина, посмотреть на процессы свежим взглядом и поискать способы экономии.
Стали быстрее осваивать новое
Во время пандемии все быстро перешли в онлайн, освоили новые навыки, невзирая на неудобства научились работать с сервисами, которые раньше не использовали. Оказалось, что люди способны быстро учиться, если это необходимо.
Как использовать для бизнеса
Не теряйте темп, постарайтесь сейчас внедрить все инновации, запланированные до кризиса, воспользуйтесь скоростью, с которой персонал учится новому. Выберите приоритетные направления для бизнеса, пока люди находятся в состоянии потока, а учеба стала привычной, и внедряйте в компании.
Научились решать больше задач за меньшее время
В трудные времена, сталкиваясь с тотальными вызовами, мы начинаем работать гораздо быстрее, используем более эффективные модели поведения и принятия решений. Многие на удаленке устают гораздо больше, чем в офисе, однако решаем больше задач, привлекая меньше людей. В новых условиях бизнес увидел, кто из сотрудников способен выполнять многоплановые задачи, держать их в фокусе внимания и достигать результатов — таких работников ни в коем случае нельзя терять.
Как использовать для бизнеса
Будьте аккуратны с возвращением всех сотрудников с удаленки. Оптимизируйте оргструктуры, задачи, найдите внутри подразделений пути оптимизации не только людей, но и процессов. Если во время удаленки процессы ускорились, используйте новый опыт, чтобы сделать бизнес эффективнее. Если — наоборот, возвращайте людей обратно в офис к привычным и более эффективным для компании моделям поведения.
Выросла популярность удаленки и фриланса
До кризиса эти форматы работы считались необычными, многие спорили об их эффективности и не торопились применять у себя в компаниях. Сейчас же в а-ля фрилансовый формат фактически силой перевели многих. И оказалось, что персонал по-разному воспринял новый опыт: кому-то понравилось так работать, не тратить время на дорогу, высыпаться и быть рядом с семьей. А кто-то не может дождаться дня, когда, наконец, выберется из дома в офис.
Как использовать для бизнеса
Люди выйдут с удаленки, имея разный опыт и отношение к этому формату работы. Проведите индивидуальную работу: пообщайтесь с сотрудниками и оставьте на дистанционной занятости тех, кто во время карантина работал эффективно и хочет трудиться из дома.
Как понять, можно ли оставить сотрудника на удаленке
С точки зрения ценности для бизнеса, существует несколько критериев, при помощи которых можно определить, стоит ли возвращать сотрудника в офис:
-
Качество бизнес-процессов. Если они не отлажены, недостатки люди компенсируют при помощи своих метакомпетенций и коммуникаций, которые требуют «живого» общения. В этом случае работать удаленно не получится.
-
Наличие понятных и руководителю и подчиненному образов промежуточного результата, качество которых можно оценить на основании объективных критериев.
-
Качество каналов коммуникации: работа всех необходимых интернет-сервисов, скорость сети, соблюдение норм ИТ-безопасности.
-
Понимание сотрудником личной зоны ответственности, инструментов и способов решения задач.
-
Индивидуальные особенности и предпочтения работника.
Как работать с руководителями подразделений
Времена изменились и нам придется работать больше за меньшие деньги, которые к тому же еще и быстро теряют свою стоимость. На это накладываются страхи людей за жизнь и здоровье. Поэтому сейчас самое важное — работать не со всеми сотрудниками, а с руководителями подразделений. Не все менеджеры смогут правильно поговорить со своими подчиненными, выявить их мотивацию, организовать работу. Дайте руководителям подразделений правильные установки, понимание приоритетов и корпоративных ценностей, которые нужно довести до персонала. Четко проговорите приоритеты для совещаний: важность сохранения места работы, новые ограничения, планы по внедрению нового и помощь сотрудников, на которую вы рассчитываете.
Запомнить
- Кризис — не только и не столько время возможностей, но и угроза для бизнеса.
- При выходе из карантина нужно говорить не об увеличении эффективности компании, а о том, как ее в принципе не потерять.
- Во время карантина сменились рабочие ритмы, у сотрудников появились новые привычки. Одни могут стать основой для полезных бизнес-решений, другие опасны для компании.
- Люди стали быстрее осваивать новые навыки, научились решать больше задач за меньшее время. Выросла популярность удаленных форматов работы.
- Чтобы понять, можно ли оставить сотрудника работать из дома, нужно оценить качество бизнес-процессов, наличие понятных всем образов промежуточного результата труда, качество каналов коммуникации, уровень понимания личной ответственности и индивидуальные особенности каждого члена команды.