Что такое емкость рынка и как ее рассчитать

Что такое емкость рынка и как ее рассчитать

Подсчитываем, сколько можно заработать, если стать монополистом. Или хотя бы вступить в конкурентную борьбу с другими игроками рынка.
1592

При создании или корректировке бизнес-стратегии лучше опираться не только на предположения и теории, но и на конкретные цифры. Например, на вопрос о возможной выручке и потенциальном росте компании можно ответить с помощью показателя емкости рынка. Он же будет и аргументом для инвестора — предприниматель показывает, сколько денег в рынке, сколько потенциально можно получить, если у него будут ресурсы.

Что такое емкость рынка

Это термин на стыке экономики и маркетинга, который показывает, сколько примерно продукта смогут купить потребители на конкретном рынке. Например, какой спрос на туристическом рынке конкретной страны или региона, или сколько потенциально товара стоит производить, чтобы закрыть потребности и не создать большого количества невостребованных остатков.

Под рынком обычно понимают какие-то географические показатели — определяют, сколько продукта нужно во всем мире, стране, регионе или даже районе. Но это необязательно, можно использовать и абстрактные критерии. Например, изучить емкость рынка для B2B-отрасли среди только крупных компаний, не принимая в расчет малый бизнес.

Емкость рынка подсчитывают или в количестве товаров и услуг, которые можно произвести, или в количестве денег, которые могут позволить себе потратить покупатели.

Этот показатель нужен для нескольких целей:

  • Для презентации инвесторам. Например, стартап создал приложение, немного заработал, и ему нужны деньги для масштабирования. Компания подсчитывает емкость рынка и представляет данные инвесторам: на нашем рынке есть такая-то сумма, мы можем ее заработать, если вложим столько-то.

  • Для создания бизнес-плана и финансовой модели. Емкость рынка помогает ответить на вопрос, сколько можно заработать, если бизнес будет востребованным. Например, вы хотите открыть пекарню в спальном районе. Для этого выяснили, сколько людей живет в районе, сколько среди них вашей целевой аудитории. Получилось приблизительное количество товара, которое вы сможете реализовать.

Какой бывает емкость рынка

Емкость рынка делят на виды в зависимости от точности данных:

  • Потенциальная. Размер рынка, за основу для расчета которого берется максимальный спрос, то есть у компании монопольное положение.

  • Доступная. Покупатели, которые могут стать вашими клиентами.

  • Фактическая. Самый точный показатель, который основывается на информации о реальных продажах компании и ее конкурентов.

Например, вы открываете пекарню. Потенциальная емкость — это вообще все жители микрорайона, где вы сделали бизнес, причем неважно, едят они хлеб или нет. Доступная — люди, которые уже покупают и едят хлеб. Фактическая — те, кто сейчас покупает хлеб в пекарнях, то есть в компаниях вашего сегмента, у ваших конкурентов.

Что надо выяснить до расчета

Чтобы узнать емкость рынка, нужно собрать данные для вычислений. Сначала решите, что конкретно будете изучать:

  1. Конкретный период, лучше небольшой. Например, за точку отсчета можно взять прошедший год. Или месяц, если отрасль динамично меняется или на рынке кризис.

  2. Аудитория. Кто конкретно будет браться в расчет. Потенциальная емкость рынка подходит для бизнеса, который рассчитан на массовую аудиторию, например, для соцсетей или магазинов с товарами народного потребления. В других случаях лучше определить целевую аудиторию продукта.

  3. Границы рынка. Например, считать по какому-то конкретному региону.

  4. Что подсчитывать. Обычно считают в деньгах, но если цены будут отличаться от конкурентов, то лучше за основу взять количество потенциальных продаж.

Смотрите также: Почему не покупают? Как сейчас клиенты выбирают товары и услуги.

Полезно брать в расчет и другие факторы, влияющие на емкость рынка для конкретного бизнеса. Например, вы можете определить данные для продажи мороженного, но не учитывать сезонность бизнеса — показатель зимой будет бесполезным и некорректным. Вот что стоит заранее продумать:

  • Влияние внешних факторов. Например, если продукт сейчас покупают из-за большой информационной поддержки в СМИ, не факт, что спрос будет таким же на следующий месяц. Или емкость может меняться из-за политических факторов, допустим, после введения санкций на какой-то зарубежный товар.

  • Сезонность спроса и другое постоянное изменение динамики потребления.

  • Возможности покупателей. Хорошо, если вы учитываете кризисные явления. Например, емкость рынка сокращается из-за резкого обеднения целевой аудитории — происходит перераспределение потребительских сегментов.

  • Конкурентные показатели. Емкость рынка может быть больше или меньше в зависимости от качественных характеристик и цены на ваш товар. Например, конкуренты продают обычный хлеб, а вы — повышенного качества. Рынок немного сократится, ведь не все готовы переплачивать. Поэтому будет разумно ввести коэффициент для уменьшения показателя.

Где собирать информацию

Ориентироваться можно на несколько источников информации:

  • Собственные данные — информация о продажах в сегменте, тестовые закупки. Например, можно выяснить, сколько товаров продают конкуренты, если получить у них чек утром и вечером — на них указывают порядковые номера, разница между ними будет дневным оборотом.

  • Маркетинговые исследования — можно купить готовый отчет о потреблении на рынке или заказать уникальный.

  • Государственные данные — например, информация о потреблении товаров в министерстве экономики или данные о количестве населения и средних доходах в Росстате.

  • Данные компаний — крупные товары публикуют аналитику продаж, финансовую отчетность и другую информацию, которая поможет косвенно оценить емкость рынка.

Как определить емкость рынка

В маркетинговой теории выделяют несколько методов расчета. Есть классический, основанный на потребностях покупателей. Для этого нужно выяснить количество целевой аудитории, узнать норму потребления вашего товара и умножить одно на другое. Для денежного выражения — умножить количество товара на средний чек по продукту.

Например, у вас есть несколько точек с кофе навынос. Собрав и изучив данные о покупателях, вы узнали, что условно приобретает кофе у вас каждые пятый проходящий мимо точки, а средний чек — 200 руб. Перед тем как открывать точку в новом офисном центре, вы выяснили, что там работает 1000 человек. Емкость рынка можно посчитать так: 1000 человек поделить на 5, получится 200 чашек в день. Умножить на средний чек — вероятная емкость рынка порядка 40 000 руб.

Аналогично можно посчитать емкость и для крупного колбасного завода. В открытых источниках вы выяснили, что норма потребления колбасы, допустим, 100 кг в год. В городе живет 500 000 человек. Потенциальная емкость всего рынка — 50 млн кг. В реальности же вашу колбасу покупают только трудоспособное население, причем каждый второй сейчас перешел на правильное питание. Значит, из 500 000 человек остается только 125 000, или емкость рынка в 12,5 млн кг в год. Чтобы посчитать фактическую емкость, нужно еще больше сужать данные по целевой аудитории и брать за основу средние продажи.

Еще можно подсчитывать, отталкиваясь не от потребителей, а от рыночных данных. Для этого следует изучить информацию о продажах конкурентов, например, другого действующего колбасного завода в городе. Допустим, его выручка — 500 млн руб. в год. Еще есть несколько производств поменьше, каждое из которых делает по 10 млн руб. в год. Сложите данные и получите доступную емкость по конкурентам.

Узнайте больше на курсе Mini MBA Эксперт: Продажи. Это полная программа профессиональной переподготовки по управлению продажами с усиленным обучением по специализации.

Подробности и регистрация →

comments powered by HyperComments
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? , мы поможем!
Заявка на бесплатную консультацию