
Успешные руководители понимают, что грамотный нетворкинг влияет на качество развития проектов не меньше, чем экспертные знания. В последнее десятилетие в российской деловой среде прослеживается тренд на увеличение количества профессиональных комьюнити. Например, согласно рейтингу Forbes, в России в 2023 году только официальных сообществ насчитывалось не менее пятидесяти. Традиционный подход объединяет участников по объему бизнеса, социальному статусу и финансовым показателям («Атланты»). Однако предприниматели собираются и по другим параметрам — например, по гендерным («Международный женский клуб») или региональным («Ак Барс» в Казани). Некоторые клубы вырастают из аудитории крупных компаний («Клуб Первых») или появляются в результате общих визионерских и гуманистических идей (TERRA).
Содержание:
— Модульность обучения как диверсификация связей
Многие предприниматели и руководители обретают подходящее для развития окружение в стенах бизнес-школ. Студенческие потоки формируют локальные деловые сообщества на основе общих интересов, а педагоги становятся менторами. Созданные во время совместного обучения связи становятся крепким фундаментом для дальнейшего личного и профессионального развития. Недаром на Западе так сильна культура студенческих братств, члены которых помогают друг другу на протяжении всей своей жизни.
Корпоративное обучение персонала
Развивайте сотрудников с учетом стоящих перед ними задач:
Правильные деловые контакты помогают находить надежных партнеров, увеличивать оборот бизнеса или, наоборот, снижать стресс и выстраивать баланс между работой и жизнью. Нетворкинг — один из важнейших результатов, который может получить человек в результате обучения в бизнес-школе. Поэтому при выборе поставщика образовательной услуги важно уделить внимание анализу методов, которыми школа стимулирует развития коммуникаций между студентами.
Реальные связи
Пандемия стимулировала рост онлайн-образования в России. Многие очные процессы вынужденно трансформировались в цифровой формат, а после завершения кризисного периода не вернулись. Дистанционными стали не только лекции и семинары: взаимодействие всех участников процесса также перешло в чаты. С одной стороны, онлайн-решения предпочтительнее в условиях дефицита времени у деловых людей. Кажется, что таким образом, можно охватить большее количество студентов. Однако повышение доступности общения снижает качество взаимодействия и уровень полученных социальных связей. Ученые Йельского университета определили, что во время онлайн-общения наши нейронные связи работают намного хуже, чем в процессе личного взаимодействия. Мы менее внимательны к собеседникам и к их задачам. Кроме того, нам трудно испытывать доверие или эмоциональный интерес к аватару человека, которого мы давно не видели. Он не воспринимается как часть команды.
Большинство серьезных бизнес-сообществ до сих пор используют современные технологии только как помощь, а не замену очному общению. Например, крупнейшее премиальное сообщество Сlub 500 располагает мобильным приложением для резидентов. А Family Club и вовсе заявляет, что «делать бизнес нужно с людьми, которых знаешь лично».
Мы в Русской Школе Управления также понимаем важность ценностей живых коммуникаций, поэтому проводим лекции преимущественно очно или в формате прямых трансляций, во время которых участники могут взаимодействовать друг с другом в режиме реального времени. Во время занятий они решают общие задачи, наблюдают навыки коллег и находят точки пересечения на практике, а не в теории.Модульность обучения как диверсификация связей
Одна из ловушек, в которую попадают образовательные программы для взрослых, — это узкий круг общения. После покупки курса студенты попадают в «класс», с которым они идут до выпускного. Такой нетворкинг, безусловно, полезен, но довольно быстро исчерпывает себя. Если среди одногруппников не удалось найти релевантные связи, то эффективность и удовольствие от обучения будут снижены.
Бизнес-клубы также формируют тематические рабочие группы, исходя из запроса членов сообщества. Например, некоторые предлагают собрать персональный «совет директоров», чтобы решить запрос конкретного резидента. И в этом их особенность: состав нетворкинг-окружения будет меняться в зависимости от того, на каком этапе развития бизнеса находится участник.
В Русской Школе Управления мы постарались придерживаться такого же принципа конструктора и в образовательном процессе. Наши участники обучения самостоятельно формируют программу из модулей. Таким образом за весь период они могут пересечься с большим количеством независимых участников других программ и найти наиболее релевантные связи. Ежедневно они дополняют базу контактов и осваивают компетенции во главе с новым экспертом.
Подобное решение особенно выгодно слушателям, чей запрос сформулирован недостаточно четко. В процессе «кочевания» между модулями новые знакомые и новый опыт помогают протестировать разные гипотезы и определить вектор личного или бизнес-развития. Можно сказать, что мы интегрировали в процесс лучшие практики деловых сообществ, но при этом все еще решаем педагогические задачи.
Неформальное общение
Существенное внимание бизнес-сообщества уделяют неформальному общению своих участников. Практически любой клуб имеет в арсенале массовые и тет-а-тет мероприятия. Через общие интересы и хобби формируются наиболее крепкие деловые связи. В одном из исследований больше половины работников рассказали, что в какой-то момент приняли решение не увольняться только благодаря личной дружбе с коллегами.
Многие образовательные программы сосредоточены на учебных мероприятиях и знаниях, не выделяя нетворкинг в отдельную категорию навыков. Тем не менее, далеко не все участники обучения находят время и силы самостоятельно настроить и запустить нетворкинг.
«От эксперта к руководителю» в удобном формате EPUB.
Автор — Елизавета Ефремова, организационный психолог, преподаватель программы MBA. Данная книга призвана помочь вам развить личную эффективность новобранца-руководителя. Она написана специально для тех, кто осознанно выбирает движение вверх по карьерной лестнице.
В Русской Школе Управления мы считаем «внеклассные мероприятия» таким же важным элементом делового образования, как и методическую часть. Мы учим людей использовать нетворкинг не как набор необязательных знакомств, но как инструмент развития бизнеса. Для наших участников обучения мы придумали несколько вариантов неформального общения, где они могут лучше узнать друг друга. А также организовали специальные пространства для практики.
Самый быстрый вариант — деловая кофе-пауза между семинарами. В ней принимают участие почти все слушатели, а мы помогаем им сделать этот перерыв наиболее эффективным с коммуникационной точки зрения. В РШУ никто не пьет кофе в одиночестве! Перекинувшись парой слов за горячим напитком, неформальное общение можно продолжить на обеде и поговорить более основательно не только с участниками, но и с преподавателями курса, что в разы повышает ценность этих встреч. Прямо во время обучения можно нативно найти персонального ментора, который будет заинтересован в деловом росте подопечного.
о бизнес-образовании, обучении персонала и саморазвитии — в нашем телеграм-канале.